Сборник задач по общей гигиене: Учебное пособие, страница 8

Возможны аварийные выбросы окислов азота, в этом случае аппаратчицы пользуются респираторами.

1.  Какое профзаболевание возможно у рабочего? Какие могут быть еще проявления заболевания (острая, хроническая форма, симптоматика и пр.)?

2.  Какое лабораторное исследование должно быть проведено для подтверждения диагноза?

3.  Перечислите необходимые оздоровительные мероприятия, которые следует провести в данном цехе.

Задача 6

Наборщик типографии (стаж работы 12 лет) обратился к цеховому врачу с жалобами на периодические приступообразные боли в животе. Четкой связи возникновения болей с приемом пищи не отмечает.

Рабочий госпитализирован в МСЧ. В результате обследования выявлены следующие отклонения в состоянии здоровья: отмечен симптомокомплекс астеновегетативного синдрома; со стороны периферической крови: анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов.

При опросе выяснилось, что вентиляция в цехе часто выходит из строя. Умывальники в цехе отсутствуют. Рабочий курит.

1.  Какое профессиональное заболевание у рабочего? Какие возможны его проявления?

2.  Перечислите мероприятия санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера, направленные на профилактику данного профессионального заболевания.

3.  Какие врачи должны участвовать в проведении периодических медосмотров рабочих указанных профессий?

Задача 7

На машиностроительном заводе в цехе сборки проводятся сварочные работы. При изучении условий труда установлено, что в воздухе на рабочем месте сварщика определяются окислы марганца в количестве 0,5 мг/м3 (марганец входит в состав сварочных электродов и флюсов).

1.  Какие изменения могут наблюдаться в связи с этим у электросварщиков при длительной работе?

2.   Какие Вы знаете виды проявления действия ядов на организм, к какому из них Вы отнесете марганец?

3.  Что такое кумуляция, каким видом кумуляции обладает марганец?

Тема. Гигиена и физиология труда. Принципы и методы оценки функционального состояния при различных видах труда. Исследование утомляемости, оценка тяжести и напряженности труда.

Задача  1

Сборщица электрокерамических изделий имеет стационарное рабочее место, рабочая поза – сидя, свободная. Работает в две смены. Максимальная масса перемещаемого груза 3 кг. Число движений за час 300. Длительность сосредоточенного наблюдения 27%. Энерготраты за смену в среднем равнялась 11,2 кдж/мин. Чистота пульса в среднем за смену – 84 уд/мин. Мышечная выносливость в начале смены – 17,6 с., а в конце – 19,1 с. Время отыскивание чисел в начале смены – 79,4 с., в конце – 87,5 с. Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются  критерии  гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по организации рационального режима труда и отдыха.

Задача 2

Врач-лаборант имеет стационарное рабочее место, рабочая поза – сидя,

 вынужденные наклоны (угол наклона до 300) в течение 25% рабочего

 времени. Работа в 1 смену. Максимальная масса перемещаемого груза

3 кг. Число движений за час 270. Число элементов в операции 7, продол-

жительность выполнения операции – 52 с. Длительность сосре-

доточенного наблюдения – 35%. Энерготраты составляют в среднем

22 кдж/мин. Частота пульса –98 уд. в мин. Удлинение времени реакции на

 звуковой раздражитель в начале смены –25%.

Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие ис-

пользуются критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать

рекомендации по правильной организации труда.

Задача 3

Грузчик железнодорожного вокзала работает в 3 смены (одна - ночная). Рабочее место нестационарное. Максимальная масса перемещаемого груза 35-50 кг. Величина ручного грузооборота за смену при подъеме грузов с пола 6 т. Перемещение в пространстве за смену в среднем 8 км. Энерготраты составляют 35 кдж/мин. Частота пульса –125 уд/мин., увеличение сердечных сокращений –38 уд/мин. Мышечная выносливость в начале смены – 18 с., в конце 35с. Определить степень тяжести и  напряженности  труда.  Какие  используются критерии  и  гигиенической оценки  выполняемой  работы?   Дать  рекомендации по правильной организации труда и отдыха.

Раздел 4. Гигиена детей и подростков.

Тема. Методы оценки физического развития и состояния здоровья

детей и подростков.  Определение  степени  функциональной

готовности детей к школе.

Задача 1

По окончании летней оздоровительной компании в интернате средний рост и вес 11-летних мальчиков составили соответственно 141,2±0,20см и 34,8±0,17 кг.

До выезда за город дети имели средний рост 140,0±0,18 см и средний вес 33,4±0,14 кг.

Оцените результаты пребывания детей в летнем оздоровительном учреждении.

Задача 2

При динамическом наблюдении за физическим развитием детей уста-новлены следующие показатели физического развития у девочек 10-летнего возраста, проживающих в городе:

Признак

М ± m

1940 г.

1990 г.

Рост, см

Масса тела, кг

Окружность груди, см

136,2±0,20 30,1± 0,18

64,1± 0,12

139,0±0,50 32,9±0,50

65,4±0,40

Решите вопрос об изменениях в их физическом развитии.

Задача 3

По данным 1996 года 7-летние школьники г.N имели: средний рост = 121,6±0,25 см, среднюю массу = 24,2±0,39 кг, среднюю окружность груди = 60,9±0,36 см.

А мальчики того же возраста г. М: средний рост = 123,8±0,26 см, среднюю массу = 24,7±0,13 кг, среднюю окружность груди = 61,5±0,18 см.

Проведите сравнительную оценку физического развития данных кол-лективов детей.

Задача 4

При обследовании учащихся сельских и городских школ установлены следующие показатели физического развития у девочек 13 лет:

Признак

М±m

Село

Город

Рост, см                                156,1±0,40               152,2± 0,14

Масса тела, кг                      49,5± 0,16                46,3±0,12

Окружность груди, см        76,1±0,14                 73,2±0,13