2.6. Расчёт быстроходной ступени
Уточним передаточное отношение быстроходной ступени


Вращающий момент на колесе

где hв.в – КПД выходного вала по формуле
hв.в =1-[1. 0,035 + 1. 0,0075]=0,9575

Вращающий момент на шестерне

Угловая скорость колеса быстроходной ступени




Угловая скорость шестерни быстроходной ступени w1б=wном , w1б=303,64 с-1 .
2.6.1. Выбор материала и термической обработки
Примем для шестерни и колеса сталь 40Х и следующий вариант термической обработки:
Шестерня – улучшения НВ=302
Колесо – улучшения НВ=269
2.6.2. Допускаемые напряжения
Допускаемые контактные напряжения при расчёте на выносливость определяем по формуле
|
где SH – коэффициент безопасности SH=1,1
КHL коэффициент долговечности КHL=1
- базовый предел контактной выносливости зубьев
НВ< 350 находим из выражения
МПа для колёс и шестерни
![]()
![]()
![]()
[sH1]=6.74/1.1=612.73 МПа
[sH2]=608/1,1=552,73 МПа
|
[sH]=0,45*( [sH1]+ [sH2])=0,45(612,73+552,73)=524,6 МПа
Это значение не должно превышать
1,25.[sH2]=1,25.552,73=663,28 МПа
663,28 МПа>524,6 Мпа
Требуемое условие выполнено
Допускаемое напряжение изгиба определяем по формуле
|
KFL - коэффициент долговечности,

При N= 4.106, где m –показатель степени в уравнении кривой усталости m=6 для термической обработки улучшения
NF0=4.106 – число циклов перемены напряжения для всех сталей , соответствующих пределу выносливости. N- число циклов переменных напряжений за весь срок службы
![]()
![]()
Допускаемое напряжение изгиба , соответствующее числу циклов 4.106
Для колеса
[s]F02 =1,03.НВСР=1,03.285=293,55 МПа
|
[s]F01 =310 МПа при m<3мм
2.6.3. Межосевое расстояние
Межосевые расстояния рассчитываем по формуле

jba=0,35, jbd=0,5. 0,35.(6,72+1)=1,351
jbd=0,5jba(Um+1) – коэффициент ширины шестерни относительно диаметра .
jbd=0,5. 0,4. (6,72+1)=1,351
По таблице КHB=1,05

Округляем до стандартного значения из ряда 1 aw=80мм
|
Делительный диаметр
|
Ширина венца колеса
b2б=jbaawT
b2б=0,35. 80=28 мм
2.6.5. Модуль передачи

Округляя, принимаем из первого ряда mT=1 мм
2.6.6. Угол наклона и суммарное число зубьев
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колёс

cosbmin=cos 8,213
=0,98974
Суммарное число зубьев


Округляем в меньшую сторону до целого ZS=158
Определяем действительные значения

bm=9,068![]()
cos bm=9,068
=0,9875
tg bm=tg9,068
=0,1596
2.6.7. Число зубьев шестерни и колеса
Число зубьев шестерни

Округляя в ближайшую сторону
Число зубьев колеса Z2=ZS- Z1
Z2=158-20=138
2.6.8. Фактическое передаточное число


Отклонение от заданного передаточного числа


2.6.9. Диаметры колёс
Делительные диаметры шестерни


колеса
d2Б=2aw-d1
d2б=2.80-20,25=139,82 мм
Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев df шестерни
da1=d1+2m
da1=20,25-2.1=22,25 мм
df1Б=d1+2.5m
df1Б=20,25-2,5.1=17,75 мм колеса
da2Б=d2+2m
da2Б=139,75+2.1=141,82 мм
df2Б=d2-2.5m
df2Б=139,75-2,5.1=137,32 мм
Ширина венца колеса
b2б=jbd.d1=1,351.20,25=27,36 мм
Примем b2б=28 мм
Ширина венца шестерни
b1= b2+4=28+4=32 мм
2.6.10. Силы в зацеплении
Окружная


Радиальная

где стандартный угол a =200
tga=0,364

Осевая
Fa=Ft tgb
FaБ=823.0,1596=131,35 Н
2.6.11. Проверка зубьев колёс по напряжению и по контактным напряжениям
Расчётное напряжение изгиба в зубьях колеса
Окружность вращения колеса
U=0,5.w2.d2
U2m=0,5.45,18.0,13927=3,156 м/с
В зависимости от окружной скорости вращения колёс по таб. 2.4(3) принимаем степень точности передач 9, определяем KFA=1
Коэффициент YB вычисляем по формуле

Значение коэффициента KFB принимаем по таб. 2.5.(3), после вычисляем
jbd=0,5.jba(UБ+1)
jbd=0,5.0,35.(6,72+1)=1,351
Значение коэффициента KFВ принимаем по таблице 2.5(3) KFВ =1,3
Значение коэффициента KFV для косозубых колёс при твёрдости зубьев £НВ350 принимают KFV =1,07
Коэффициент формы зуба YF2 принимают после вычисления Zv2


по таблице 2.6.(3) YF2=3.61

что меньше [s2]F2=293.55 МПа , следовательно, прочность на изгиб зубьев колёс обеспечена .
Расчётное напряжение изгиба в зубьях шестерни

где коэффициент YF1 находим после вычисления Zv1

по табл. 2.6.(3) YF1 =4,02

что меньше [s]F1=310МПа, следовательно, прочность на изгиб зубьев шестерни обеспечена.
Проверка зубьев колёс по контактным напряжениям расчётного контактного напряжения

где KHA – коэффициент распределения нагрузки между зубьями , для косозубых колёс KHA =1,1, KHВ –принимают по табл. 2.3(3) KHВ =1,16 , KHV –коэффициент динамической нагрузки, который для косозубых колёс при твёрдости зубьев £ НВ 350 , KHV =1,05

что меньше [s]H=655,65.106 Па, следовательно, прочность колёс по контактным напряжениям обеспечена
2.7. Проектный расчёт валов
2.7.1. Быстроходный вал
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.