Существуют различные типы механических и струйных (эжекторных) аэраторов. Однако применение их связано с технологическими проблемами, большими энергетическими эксплуатационными затратами, электроэнергии затрачивается в 2 - 3 раза больше, чем при пневматической системе аэрации.
Механические аэраторы различных модификаций в климатической зоне Беларуси при работе в зимних условиях существенно выхолаживают стоки, нанося тем самым урон биологическому процессу, к тому же они не выпускаются отечественной промышленностью, изготовляются кустарно и поэтому не отличаются надежностью и долговечностью. Поэтому вышеназванные системы не нашли должного применения.
Пневматическая аэрация заключается в подаче воздуха с помощью компрессора и распределении его в очищаемой жидкости посредством аэраторов, в качестве которых используются фильтросные пластины, дырчатые и мелкопористые трубы, диффузоры, тканевые аэраторы и другие приспособления.
Однако, несмотря на длительный период применения, такие системы имеют ряд серьезных недостатков: низкую экономичность процесса аэрации, недостаточную механическую прочность аэраторов, засоряемость пор и сложность запуска в работу, сложность ремонта (замены аэраторов), значительную энерго- и материалоемкость системы, трудоемкость монтажа и ремонта.
Так, фильтросные пластины имеют относительно большие размеры (30030040 мм), поэтому количество их в аэротенке невелико. Кроме того, они, как правило, размещаются вплотную друг к другу как в продольном, так и поперечном направлениях. В результате площадь зоны аэрации по отношению к площади дна аэротенка имеет малую величину, что обусловливает низкую степень использования кислорода воздуха и неэкономичность данной системы.
Фильтросные пластины представляют собой пористую керамику и очень хрупки. Этим объясняются частые случаи поломки пластин в работающих аэротенках, при этом через разлом непроизводительно выбрасывается большая часть воздуха, подаваемого на аварийный участок. Одновременно еще более усугубляются экономические показатели и ухудшается качество очистки стоков.
Данная система весьма материалоемка, так как для ее изготовления, кроме фильтросных пластин, требуются железобетонные лотки специальной конструкции, бетонное основание под лотки (для горизонтальной установки), а также специальный цементный раствор для крепления аэраторов к лоткам.
Значительной эксплуатационной проблемой на объекте является засорение пор пористых фильтросных пластин системы аэрации в аэротенках. Пластины засоряются пылью и грязью из продуваемого воздуха, ржавчиной из воздуховодов, маслом из воздуходувных агрегатов, активным илом и биологическими обрастаниями из обрабатываемых сточных вод. В результате этих процессов растет аэродинамическое сопротивление фильтросов и увеличивается рабочее давление в системе аэрации, что ведет к перерасходу электроэнергии.
Через 4 - 5 лет работы аэротенка потери напора возрастают в 5 - 6 раз, а через 10 лет фильтросные пластины необходимо заменять.
Для снижения эксплуатационных затрат необходимо периодически проводить чистку (регенерацию) аэраторов. Так, по данным ЕРА (США), наиболее экономичным является интервал между чистками аэраторов от 5 до 20 месяцев, а минимум затрат приходится на интервал 8 месяцев.
Технология регенерации фильтросных пластин предусматривает их обработку различными кислотами. Вместе с тем сама конструкция системы аэрации с фильтросными каналами, забетонированными в дно аэротенка, меньше всего приспособлена к этой операции, т.к. требует использования только ручного труда в непроветриваемой емкости с применением агрессивных химикатов.
Применение керамических пористых труб, в некоторой степени позволяет избежать затруднений, связанных с монтажом и эксплуатацией.
Однако, как показал опыт применения пористых керамических труб в качестве пневматических аэраторов, процесс монтажа фильтросных труб в некоторой степени сложнее фильтросных пластин. На дне аэротенка пористая труба укладывается в мелкие бетонные желоба, горизонтальность и прямолинейность которых при строительстве выполнить трудно. Это в свою
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.