Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии
Обсуждено на заседании кафедры общей и клинической фармакологии
с курсом анестезиологии и реаниматологии
Протокол № 4
методическая разработка
для проведения занятия со студентами 6 курса
лечебного факультета по анестезиологии и реаниматологии
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОТВОРНЫХ, СЕДАТИВНЫХ,
ТРАНКВИЛИЗИРУЮЩИХ И АНТИПСИХОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ»
Время 7 часов
Методическая разработка предназначена для работы преподавателей. В ней представлены:
I. Актуальность темы
II. Цель занятия
III. Задачи
IV. Базисные разделы
V. Рекомендуемая литература
VI. Вопросы для самоподготовки
VII. Учебный материал
VIII. Самостоятельная работа студентов
IX. Клинические задачи и тестовый контроль
I.Актуальность темы
Анестезиолог начинает работу с пациентом задолго до операционной. Любое вмешательство, будь то манипуляция, а тем более, операция являются серьезнейшим стрессовым фактором для пациента. Одной из важнейших задач премедикации является предотвращение предоперационного стресса, результатом которого является комплекс соматовегетативных расстройств: активация симпатико-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем, гипердинамическая реакция сердечно-сосудистой системы, изменения со стороны дыхательной системы. При поступлении в операционную больного с неэффективной премедикацией или без нее наблюдаются эмоциональное возбуждение, затрудняющее нормальный контакт и манипуляции с больным, повышенная реакция на внешние раздражители, в обычных условиях переносимые больным спокойно (венопункция и др.), увеличение артериального давления и частоты сердечных сокращений, повышение потливости, трудность достижения стабильной анестезии, несмотря на повышенный расход общих анестетиков. В этом состоянии, особенно у больных тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, возможны срывы с развитием стрессорных сердечно-сосудистых реакций (трудно купируемая артериальная гипертензия, тахиаритмия, ишемия миокарда), стрессорной гипергликемии.
Для премедикации в анестезиологии применяют несколько групп психотропных фармакологических средств: снотворные, транквилизаторы, нейролептики.
II. Цель занятия
Освоение основных свойств и возможности использования препаратов из групп снотворных, седативных, транквилизирующих и антипсихотических средств в анестезиологии интенсивной терапии.
III. Задачи
Студент должен знать:
· классификации представленных лекарственных средств
· механизмы развития терапевтических и побочных эффектов
· возможности использования данных препаратов в анестезиологии и интенсивной терапии
· фармакокинетические и фармакодинамические особенности препаратов
Студент должен уметь:
· обосновать применение препарата
· дать сравнительную оценку препаратов одной группы
· оценить риск развития побочных эффектов и предложить меры профилактики и терапии
IV. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
1. анатомия и физиология центральной нервной системы
2. биохимия нейромедиаторов
3. патогенез наиболее распространенных заболеваний ЦНС
4. базисная фармакология седативных, снотворных, транквилизирующих и антипсихотических средств
V. Рекомендуемая литература
Учебники по общей и клинической фармакологии, неврологии для студентов медицинских ВУЗов.
Рекомендуемая литература по теме занятия
Основная литература
1. Долина, О.А. Анестезиология и реаниматология / О.А. Долина.-М., «Медицина».-1998.-544 с.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства / М.Д.Машковский.-М.,«Новая волна».-2002.-Т.1.-С.28-34, С.53-91.
Дополнительная литература:
1. Бунятян, А.А. Руководство по анестезиологи / А.А. Бунятян.-М., «Медицина».-1994.-650 с.
2. Лихванцев, В.В. Практическое руководство по анестезиологии / В.В Лихванцев.-М., «МИА».-1998.-139 с.
3. Гельфанд, Б.Р. Анестезиология и интенсивная терапия / Б.Р.Гельфанд.-М., «Литера».-2006.-С.135-139
VI. Вопросы для самоподготовки
Вопросы по базисным знаниям
1. Теории сна. Роль сна в высшей нервной деятельности.
2. Фазы сна. Виды нарушений сна.
3. Тормозные и активирующие нейромедиаторы, их синтез и распад.
4. Патогенез и клиника невротических состояний, шизофрении, лекарственного паркинсонизма.
Вопросы по данной теме:
1. Классификация и механизм действия снотворных средств.
2. Показания к применению и сравнительная характеристика снотворных средств.
3. Побочные эффекты и отравление снотворными средствами.
4. Седативные препараты: классификация, применение.
5. Транквилизаторы: классификация, механизм действия, эффекты, применение.
6. Нейролептики: классификация, механизм действия, применение, побочные эффекты, их профилактика и терапия.
Темы УИРС:
1. История снотворных средств: от макового отвара до бензодиазепинов.
2. Применение бензодиазепинов при общей анестезии.
3. Зависимость между профессиональной деятельностью пациента и особенностями течения анестезии.
4. Искусственная гипотермия: методика, использование.
Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов
1. Компьютерная база данных
2. Задачи, тестовый контроль
3. Тематические больные
4. Банк заданий для самостоятельной работы студентов
VII. Учебный материал
Снотворные средства
Снотворные средства — это средства, способствующие засыпанию и удлиняющие время сна.
Классификация снотворных средств
Средства с наркотическим типом действия
1) гетероциклические соединения
Барбитураты
— Фенобарбитал
2) алифатические соединения
— Хлоралгидрат
Средства – агонисты бензодиазепиновых рецепторов
1) производные бензодиазепина
— Нитразепам — Лоразепам — Нозепам — Феназепам
— Диазепам — Флуразепам — Триазолам
2) разного химического строения
— Золпидем — Зопиклон
По продолжительности действия бензодиазепины можно разделить на группы:
1) кратковременного действия (t1\2 =1,5–3 ч): триазолам
2) средней длительности (t1\2 =12–18 ч): лоразепам, нозепам;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.