Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Философия". Часть I. Античная философия

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Санкт-Петербургский

гуманитарный  университет  профсоюзов

Утверждены

на заседании

кафедры философии

10 апреля 2001 г., пр. № 9

методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

философия

Часть  I. Античная философия

(для студентов всех специальностей)

Санкт-Петербург

2001

Кафедра философии

Составители:

доктор философских наук, профессор В. А. Светлов;

кандидат философских наук, доцент кафедры философии СПбГУП О. И. Ставцева

Рецензент

заведующий кафедрой литературы СПбГУП Ю. В. Зобнин

Введение

Учебный блок “Античная философия” является первой частью общего философского курса, обязательного для студентов всех специальностей. В ходе его изучения особенное внимание следует уделять самостоятельной работе студентов с философскими текстами (первоисточниками).

Работая с текстами, студент должен уметь их анализировать, выделять основные понятия, типы философской аргументации, прослеживать взаимовлияние и противоположность различных точек зрения, что способствует развитию у него навыков самостоятельного аналитического мышления. Античные произведения — классика философской мысли, античные философы сформировали круг основных проблем, определили специфику философского знания, основные философские категории, которые являются фундаментом всей европейской культуры и системы знания. Все это делает изучение философских текстов периода античности особенно актуальным.

Основная задача студента при чтении текстов — научиться находить в тексте философские понятия, определять, исходя из текста, их значение и сравнивать с аналогичными трактовками данного понятия у других философов, а также с их современным значением. Большое внимание в курсе уделяется Платону и Аристотелю, что объясняется как их значимостью, так и сложностью восприятия их произведений.

Настоящие методические рекомендации являются дополнением к методической разработке по изучению курса “Философия. Часть первая” и призваны помочь студентам дневного отделения в выполнении аттестационных и самостоятельных учебных работ, при подготовке к семинарским занятиям, а также имеют практическую ценность для студентов заочного отделения. Структурно методические рекомендации состоят, во-первых, из вопросов и заданий для анализа фрагментов ранних греческих философов, диалогов Платона и “Метафизики” Аристотеля, причем вопросы сформулированы таким образом, что каждый студент может получить индивидуальное задание, и во-вторых, из вопросов к письменным контрольным работам (данные вопросы относятся только к темам “Платон”, “Аристотель”, что объясняется сложностью усвоения и важностью этих тем) и контрольных вопросов по всему курсу.

Каждая тема снабжена списком произведений, которые следует прочесть, а также перечнем вопросов к ним.

Тема 1. Досократики

В книге “Фрагменты ранних греческих философов” прочитать фрагменты из произведений Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Парменида, Зенона, Эмпедокла, представителей Пифагорейской школы и выполнить следующие задания: найти основные философские понятия в тексте, исходя из прочитанного текста, дать им определения, выделить основные философские проблемы, о которых идет речь в тексте, выписать значимые, по вашему мнению, жизненные события философов из биографических свидетельств о них.

Тема 2. Сократ

Вопросы по диалогам Платона:

Алкивиад 1 и 2

1.   Можно ли научиться добродетели (например, справедливости) на личном опыте?

2.   Можно ли научиться добродетели у других (у большинства, у более мудрых)?

3.   Почему справедливость — высшая добродетель? Проанализировать определение справедливости.

4.   Почему незнание своего невежества — источник всех бед и несчастий?

5.   Почему познание самого себя — единственный способ приобрести мудрость?

6.   Почему познание самого себя требует наставника, учителя? Кто может быть таким учителем?

7.   Почему знание всего без знания наилучшего, то есть блага, редко приносит пользу?

8.   Можно ли управлять справедливо другими, не умея справедливо управлять собой? Что означает справедливо управлять собой?

9.   Почему познавать самого себя для Сократа — это то же самое, что быть философом (мудрецом)?

Лисид

1.   Почему только стремление к мудрости (разумности) делает людей друзьями?

2.   Чем дружба и любовь отличаются друг от друга? Проанализировать определение дружбы.

3.   Почему истинная дружба невозможна без стремления к благу как таковому (почему благо должно быть третьим необходимым компонентом истинной дружбы)?

4.   Что значит дружить с мудростью? Кто способен дружить с мудростью и почему?

5.   В чем различие между дружбой по причине дружественности и по причине вражды?

6.   Почему только благо дружественно всему, что существует?

Лахет

1.   Чем не является мужество и почему? Проанализировать аргументы Сократа.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
74 Kb
Скачали:
0