Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Философия". Часть I. Античная философия, страница 4

4.   Какие виды неистовства выделяет Платон и почему? Общее и разное между ними.

5.   Почему любовь к знанию (истине) — высшая и самая главная задача для души?

6.   Что такое припоминание и для чего оно необходимо?

7.   Почему недостаточно видеть только земную красоту?

8.   Почему истинная речь требует обязательного определения предмета (идеи) речи? Чем отличаются речи Лисия и Сократа?

Федр (2 вариант)

1.   Какие виды неистовства выделяет Сократ во второй речи?

2.   Как Сократ доказывает тезис: всякая душа бессмертна?

3.   Каково отношение Сократа к мифам, выраженное в разговоре с Федром о реке Илис (миф о похищении Бореем Орифии, 229–230а)?

4.   Какой образ (символ) употребляет Сократ для рассуждения о душе?

5.   Чем отличаются души смертного и бессмертного существ?

6.   Каковы причины утраты крыльев?

7.   Как Сократ описывает занебесную область.

8.   Чем отличается созерцание подлинного бытия (занебесной области) смертными душами и богами?

9.   Почему (ради чего) души стараются узреть истину?

10.  Какова судьба души после ее вселения в тело? Через сколько лет она имеет шанс вернуться в занебесную область?

11.  В чем отличие души философа от других душ?

12.  Почему душе нелегко припомнить то, что она видела в занебесной области?

13.  Как связан четвертый вид неистовства с окрылением души?

Теэтет

1. Проанализируйте связь теории припоминания, повивального искусства Сократа и необходимости познания самого себя?

2. За что Платон критикует Протагора?

3. За что Платон критикует Гераклита?

4. За что Платон критикует Парменида?

5. Почему знание заключается не в ощущениях (впечатлениях), а в умозаключениях о них?

6. Почему зло неистребимо и подлинное назначение человека (философа) состоит в уподоблении богу? Что значит уподобление богу?

7. Что такое мнение и что такое ложное мнение? Почему ложное мнение трудно определить?

8. Почему ложное мнение не может быть иномнением (мнением о другом)?

9. Почему ложное мнение не может быть мнением о несуществующем?

10. Почему ложное мнение не может быть результатом неправильного сопоставления ощущения с мыслью (знаком ощущения)?

11. Почему знание не является правильным мнением с объяснением?

12. Почему знание в принципе нельзя определить, используя понятие мнения?

Тимей

1.   Основные компоненты и мотив создания Демиургом Космоса? Можно ли было Космос создать иначе, согласно Платону?

2.   Почему Космос был создан одушевленным?

3.   Что такое мировая душа и чем она отличается от души живого существа?

4.   Почему пропорция является главным законом Космоса? Почему в качестве основных элементов были выбраны земля, вода, воздух и огонь?

5.   Почему Космос был создан в единственном числе? Почему он имеет форму абсолютно гладкого шара? В чем его самодостаточность?

6.   Почему Космос — это только подобие (символ) вечности, но не сама вечность?

7.   Почему материя определяется Платоном как “Кормилица всякого рождения”? Какими свойствами она обладает? Почему в отличие от всех остальных вещей материя не имеет идеи?

Государство, кн. 1 и 2

1.   Почему справедливость — это не воздаяние должного каждому человеку? Это не искусство приносить друзьям пользу, а врагам вред? Это не выгода сильнейшего? Это не то, что следует отстаивать ради денег, славы, страха перед наказанием? Это не бессилие творить несправедливость?

2.   Что такое справедливость и почему она может быть достигнута только в (справедливом) государстве? Почему только справедливые счастливы?

Государство, кн. 4, 5 и 6

1.   Почему в справедливом государстве не должно быть ни частной собственности, ни богатых, ни бедных, ни семьи?

2.   Почему справедливое государство не может быть произвольных размеров? Какими должны быть отношения справедливого государства с соседними государствами?

3.   Почему справедливое государство должно основываться на добродетелях души и каких именно?