4. Какой вид государства является совершенным? Почему он единственный, а несовершенных видов государства несколько (см. также книги 8 и 9)?
5. Что является величайшим благом и величайшим злом для государства? Как они возникают? Как достигать государству блага и избегать зла?
6. Почему совершенное государство требует правления философов и только их?
7. Кто такой философ и какова его роль в совершенном государстве?
Государство, кн. 7
1. Дать анализ символа пещеры.
2. Какие науки необходимы для управления совершенным государством? Кто и как должен воспитывать философов-правителей?
Государство, кн. 8 и 9
1. Виды государственного устройства, деление их на совершенный и несовершенные виды?
2. Причины и динамика смены видов государственного устройства.
Государство, кн. 10
1. Какое определение понятию “идея” мы встречаем в 10 книге?
2. Чем отличаются “произведение Бога”, “произведение плотника”, “произведение живописца”? Какой они имеют онтологический статус?
3. Какое определение живописи дает Платон?
4. Объясните формулировки: “Искусство есть подражание подражанию идее”, “Поэт творит призраки, а не подлинное бытие”.
5. Почему поэзия не поддается критериям истинности — измерению, счету и взвешиванию?
6. Почему поэты должны быть изгнаны из идеального государства?
Парменид. Софист. Филеб
1. Идея Блага как высшая идея, определение, диалектика и значение для земного мира.
Вопросы для контрольной работы по теме “Платон”
1. Обвинения, выдвинутые против Сократа, и смысл поведения Сократа на суде (Апология Сократа).
2. Своеобразие философии Сократа (Апология Сократа).
3. Мир идей и мир вещей (Государство, кн. 6: Идея блага, Мир умопостигаемый и мир видимый).
4. Символ пещеры. Интерпретация. (Государство, кн. 7).
5. Размышления о добродетели в диалоге “Менон”.
6. Учение о познании в диалоге “Менон”.
7. Статус искусства в онтологии Платона и место искусства в идеальном государстве (Государство, кн. 10).
8. Учение о бессмертии души в диалоге “Федр”.
9. Мудрость как деятельность души и философские занятия как отделение души от тела (“Федон”).
10. Доказательства бессмертия души в диалоге “Федон”.
11. Выводы из учения о бессмертии души (“Федон”).
12. Учение Платона об идеальном государстве (Государство, кн. 4).
Тема 4. Аристотель
Метафизика, кн. 1, кн. 5, гл. 2.
1. Найти в тексте и выписать определения следующих понятий: метафизика, причина, начало, энтелехия, первая сущность, вторая сущность, материя, первая материя, бог, перводвигатель, форма, цель движения, источник движения.
2. Как Аристотель характеризует философов Милетской школы? С какими философами он их сопоставляет (кн. 1, гл. 3)?
3. Как Аристотель характеризует воззрения Парменида? Почему он сравнивает Парменида и Эмпедокла (кн. 1, гл. 4)?
4. Как Аристотель характеризует воззрения атомистов (кн. 1, гл. 4)?
5. Как Аристотель характеризует воззрения пифагорейцев? Почему он сравнивает их воззрения с философией Парменида (кн. 1, гл. 5)?
6. Изложите аристотелевский анализ платоновской философии (кн. 1, гл. 6).
7. Изложите представления древних философов о причинах (кн. 1, гл. 7, 8).
8. Изложите основные моменты аристотелевской критики Платона (кн. 1, гл. 9, 10).
9. Что такое философия и почему она трудна (кн. 2)?
Вопросы для письменного задания “Основные понятия философии Аристотеля”
1. Дать определение какой-либо вещи, предмету (субстанции).
2. Выписать причины данного предмета.
3. Назвать, что является первой сущностью, а что второй сущностью в отношении данного предмета.
4. Может ли материя, из которой состоит предмет, рассматриваться как первая материя? Почему?
Примечание: Если сложно придумать пример самостоятельно, найти в учебнике или в “Метафизике” (кн. 1, кн. 5, гл. 2), например: стол, студент, платье, ваза, чаша, море и т. п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.