Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Философия". Часть I. Античная философия, страница 5

4.   Какой вид государства является совершенным? Почему он единственный, а несовершенных видов государства несколько (см. также книги 8 и 9)?

5.   Что является величайшим благом и величайшим злом для государства? Как они возникают? Как достигать государству блага и избегать зла?

6.   Почему совершенное государство требует правления философов и только их?

7.   Кто такой философ и какова его роль в совершенном государстве?

Государство, кн. 7

1.   Дать анализ символа пещеры.

2.   Какие науки необходимы для управления совершенным государством? Кто и как должен воспитывать философов-правителей?

Государство, кн. 8 и 9

1.   Виды государственного устройства, деление их на совершенный и несовершенные виды?

2.   Причины и динамика смены видов государственного устройства.

Государство, кн. 10

1.   Какое определение понятию “идея” мы встречаем в 10 книге?

2.   Чем отличаются “произведение Бога”, “произведение плотника”, “произведение живописца”? Какой они имеют онтологический статус?

3.   Какое определение живописи дает Платон?

4.   Объясните формулировки: “Искусство есть подражание подражанию идее”, “Поэт творит призраки, а не подлинное бытие”.

5.   Почему поэзия не поддается критериям истинности — измерению, счету и взвешиванию?

6.   Почему поэты должны быть изгнаны из идеального государства?

Парменид. Софист. Филеб

1.   Идея Блага как высшая идея, определение, диалектика и значение для земного мира.

Вопросы для контрольной работы по теме “Платон”

1. Обвинения, выдвинутые против Сократа, и смысл поведения Сократа на суде (Апология Сократа).

2. Своеобразие философии Сократа (Апология Сократа).

3. Мир идей и мир вещей (Государство, кн. 6: Идея блага, Мир умопостигаемый и мир видимый).

4. Символ пещеры. Интерпретация. (Государство, кн. 7).

5. Размышления о добродетели в диалоге “Менон”.

6. Учение о познании в диалоге “Менон”.

7. Статус искусства в онтологии Платона и место искусства в идеальном государстве (Государство, кн. 10).

8. Учение о бессмертии души в диалоге “Федр”.

9. Мудрость как деятельность души и философские занятия как отделение души от тела (“Федон”).

10. Доказательства бессмертия души в диалоге “Федон”.

11. Выводы из учения о бессмертии души (“Федон”).

12. Учение Платона об идеальном государстве (Государство, кн. 4).

Тема 4. Аристотель

Метафизика, кн. 1, кн. 5, гл. 2.

1.   Найти в тексте и выписать определения следующих понятий: метафизика, причина, начало, энтелехия, первая сущность, вторая сущность, материя, первая материя, бог, перводвигатель, форма, цель движения, источник движения.

2.   Как Аристотель характеризует философов Милетской школы? С какими философами он их сопоставляет (кн. 1, гл. 3)?

3.   Как Аристотель характеризует воззрения Парменида? Почему он сравнивает Парменида и Эмпедокла (кн. 1, гл. 4)?

4.   Как Аристотель характеризует воззрения атомистов (кн. 1, гл. 4)?

5.   Как Аристотель характеризует воззрения пифагорейцев? Почему он сравнивает их воззрения с философией Парменида (кн. 1, гл. 5)?

6.   Изложите аристотелевский анализ платоновской философии (кн. 1, гл. 6).

7.   Изложите представления древних философов о причинах (кн. 1, гл. 7, 8).

8.   Изложите основные моменты аристотелевской критики Платона (кн. 1, гл. 9, 10).

9.   Что такое философия и почему она трудна (кн. 2)?

Вопросы для письменного задания  “Основные понятия философии Аристотеля”

1.   Дать определение какой-либо вещи, предмету (субстанции).

2.   Выписать причины данного предмета.

3.   Назвать, что является первой сущностью, а что второй сущностью в отношении данного предмета.

4.   Может ли материя, из которой состоит предмет, рассматриваться как первая материя? Почему?

Примечание: Если сложно придумать пример самостоятельно, найти в учебнике или в “Метафизике” (кн. 1, кн. 5, гл. 2), например: стол, студент, платье, ваза, чаша, море и т. п.