Эссе по прочитанному произведению Марка Аврелия «Наедине с собой»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ

ЭССЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ МАРКА АВРЕЛИЯ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ». 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 9


ЭССЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ МАРКА АВРЕЛИЯ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ».

«Размышления» (это наиболее точный перевод, хотя также встречаются заглавия «Наедине с собой» и «Мемуары») – личные записи римского императора, они состоят из 12 книг и «представляют собой серию афоризмов, сентенций, наблюдений, сделанных Марком Аврелием для себя»[1]. Можно с полным правом говорить, что эта книга отражает упорное стремление автора руководствоваться в своем мироощущении стоическим учением. «Размышления» (редчайший случай в истории античной литературы!) позволяют наблюдать напряженную личную работу над освоением достижений многовековой стоической традиции.

Книга особенно интересна тем, что автор не собирался её публиковать, а вёл как своеобразный «дневник мыслей» и читал отрывки только самым близким друзьям, а это априори предполагает, что он был предельно откровенным, анализируя природу вещей.

В результате перед читателями встает странная, но интересная задача – по тексту сочинения вычислить характер и душу автора. А характер, который раскрывается перед нами в «дневниковых записях, являющихся свидетельством мироощущения незаурядного человека той эпохи»[2] весьма интересен.

Марк Аврелий принадлежал к философской школе поздней Стои, в которой «этика занимала ведущее место, опираясь на натурфилософию и логику»[3].

Мир (космос) представляется в стоицизме находящимся в бесконечной пустоте разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. В мире, едином самом по себе, различались два начала – активное (всепроникающий логос, или Бог) и пассивное («бескачественное вещество», или «субстанция»). Логос, пронизывающий весь мир, является природным законом, управляющим мировым развитием, т.е. логос является судьбой, рассматриваемой как последовательность событий, или цепь совокупностей всех причин. Судьбу отдельного тела определяет его природа, целесообразно включённая во всеобщую природу.

E Марка Аврелия есть интересный исторический пример, иллюстрирующий данные представления: «Александр Македонский и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же – либо приняты в тот же осеменяющий разум, либо одинаково распались на атомы». [6.24][4]

По Марку Аврелию, «духовная опора, определяющая смысл жизни - вера в некое Единое-Целое (логос), откуда все проистекает и куда все впадает, и тем самым спасает все отдельное от абсолютной суетности и бессмысленности»[5].

Единое-Целое управляет всем миром, придает бесспорную значимость и несомненность природе, предопределяет моменты природной жизни. Марк Аврелий считал, что с Единым-Целым связаны боги, которых необходимо благодарить, взывать к ним, жить с ними в душе.

Стоики считали, что конечная цель человека, счастье, определяется

Похожие материалы

Информация о работе