Планы семинарских и практических занятий по дисциплине "Логистика"

Страницы работы

Содержание работы

Санкт-Петербургский

гуманитарный  университет  профсоюзов

Утверждены

Ученым советом

экономического факультета

23 октября 2000 г., пр. № 2

планы семинарских и практических занятий

по дисциплине

Логистика

(специальность — 060800 Экономика и управление на предприятии СКС)

Санкт-Петербург

2001

Кафедра экономики

Составитель

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики СПбГУП А. Г. Столбов

Рецензент

доцент кафедры экономики СПбГУП Г. Г. Лисовская

Пояснительная записка

Хотя логистика и является общепрофессиональной экономической дисциплиной, она несомненно приобретает отраслевые особенности в практическом использовании для организации материального обеспечения конкретных предприятий. На предприятиях культуры и искусства по сравнению с предприятиями сферы материального производства отраслевые особенности проявляются наиболее отчетливо. Прежде всего в том, что материальные ресурсы, поступающие в социально-культурную сферу, предназначены в основном для производства услуг и лишь в некоторых случаях — материально-вещественных продуктов (живопись, скульптура, кино, телевидение). Поэтому логистика в социально-культурной сфере отличается по своему функциональному содержанию от логистики в сфере материального производства. Здесь отсутствуют функциональные звенья, обеспечивающие транспортировку, хранение и сбыт продукции. Однако так называемая заготовительная логистика, система обеспечения предприятий культуры и искусства материальными ресурсами полностью сохраняет свое значение. К ней применим логистический подход и принципы логистики, направленные на реализацию единой системы управления материалопотоком на всем пути его движения — от заготовки сырья до конечного потребления материальных ресурсов на предприятиях культуры и искусства при создании услуг.

Следует иметь ввиду, что в социально-культурной сфере еще более актуальными, чем в материальной сфере, являются задачи высокой организации материального обеспечения, широкого и грамотного использования технических средств для складской обработки и транспортирования материалов, сокращения расходов всех видов ресурсов, сохранения окружающей среды. Большая актуальность этих задач объясняется меньшей обеспеченностью социально-культурной сферы материальными и финансовыми ресурсами по сравнению со сферой материального производства.

Таким образом, материально-техническое снабжение или его качественно новая модель — логистика — организаций нематериальной сферы основывается на тех же принципах и методах, что и в материальной сфере, но с учетом отраслевых особенностей.

На семинарских занятиях перед студентами ставится задача освоить и свободно владеть основными понятиями и категориями логистики. Много внимания уделяется связям между логистикой и другими экономическими дисциплинами, что способствует формированию у студентов целостной системы экономических знаний. На практических занятиях закрепляется знание теоретических и методических положений, а главное — умение принимать практические решения в области логистики, обосновывать параметры объектов логистических систем и решать другие логистические задачи. Учитывая прикладной характер дисциплины “Логистика”, большая часть времени посвящается выполнению практических заданий. Всего программой предусмотрено проведение девяти практических и семинарских занятий (18 часов). При этом не только на семинарских, но и в процессе проведения практических занятий часть времени отводится на рассмотрение и обсуждение теоретических и методических вопросов.

При подготовке к занятиям студенты используют литературу, перечень которой дан в программе дисциплины “Логистика”[1]. Более конкретные рекомендации по использованию учебной литературы приводятся в планах занятий.

1. Семинар на тему: Теоретические и исторические предпосылки логистики

Цель семинарского занятия — раскрыть историческую преемственность в развитии логистики и связь с общей теорией управления, а также ознакомиться с основными понятиями изучаемой дисциплины.

Вопросы для обсуждения:

1. Новая парадигма управления фирмой как теоретическая предпосылка развития логистики. Нужно объяснить объективную необходимость возникновения новой парадигмы, раскрыть ее сущность, сравнить с прежней парадигмой, привести практические примеры состояния системы управления конкретных предприятий культуры и искусства. Как современное понимание логистики “работает” на реализацию новой парадигмы управления фирмой?

2. Характеристика советской системы материально-технического снабжения. Общая характеристика организации МТС, в том числе в сфере культуры и искусства, достоинства и недостатки советской системы МТС с точки зрения современных взглядов на логистику.

3. Происхождение термина “логистика”. Этимология, логистическая интерпретация корневых слов, т. е. связь греческого и французского корневого слова с содержанием логистической деятельности.

4. Этапы развития логистики. Периодизация процесса развития логистической деятельности, характеристика каждого из четырех этапов, взаимосвязь теории логистики с практикой, влияние на развитие организаций культуры и искусства.

Литература

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. Изд. 2-е. М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. П. I.I.

2. Логистика: Учеб. пос. / Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра–М, 1997. Пп. I.I; I.2.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логистика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0