САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Утвержден
Ученым советом
Экономического факультета
____ апреля 2002 г. №_______
Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов
по дисциплине
Логистика
(по специальности — 06.08.00 Экономика и управление на предприятии культуры
и искусства и 06.05.00 Менеджмент организации)
Санкт-Петербург
2002
Кафедра экономики
Составитель
профессор кафедры экономики СПбГУП, доктор экономических наук А. Г. Столбов
Рецензент:
зав. кафедрой экономики СПбГУП, доктор экономических наук,
профессор Н. Н. Погостинская
Введение
Целью настоящих методических рекомендаций является организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по изучению как теоретических вопросов логистики, так и освоению практических методов организации, планирования и управления материальным обеспечением деятельности организаций культуры и искусства.
Самостоятельная работа дополняет работу студентов на лекциях, семинарских и практических занятиях. Ее можно разделить на три вида:
1) обязательная работа по подготовке к семинарам и практическим занятиям по вопросам, рассмотренным на лекциях;
2) обязательная самостоятельная работа по изучению отдельных тем и вопросов программы, не рассматриваемых на лекциях;
3) факультативная самостоятельная работа студентов по углублению и расширению своих знаний в области логистики.
Три вида работы различаются степенью самостоятельности студентов и уровнем контроля преподавателя.
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в процессе проведения семинаров и практических занятий посредством самоконтроля в форме выполнения тестовых заданий, ответов на контрольные вопросы, проверки результатов самостоятельной работы студентов преподавателем в часы консультаций, а также на экзамене.
Только полное использование времени, предусмотренного программой на самостоятельную работу студентов (98 часов), позволит достигнуть цели изучения дисциплины “Логистика” – овладение теоретическими основами и практическими методами управления товарными потоками в сфере материального обеспечения деятельности организаций культуры и искусства.
Необходимо учитывать, что логистика в социально-культурной сфере имеет определенные особенности, в то время как вся изданная учебная и научная литература посвящена материальному обеспечению деятельности исключительно предприятий материального производства. Поэтому самостоятельную работу по логистике необходимо начинать с изучения учебно-методических разработок кафедры экономики СПбГУП, конспектов лекций.*
В соответствии с учебным планом изучения логистики осуществляется в течение одного семестра, на что предусматривается 170 часов, в т. ч. на самостоятельную работу – 98 часов. При этом в процессе проведения самостоятельной работы больше времени уделяется изучению методических вопросов, а углубление и закрепление теоретических и методических положений на практических занятиях осуществляется под руководством преподавателя.
1. Рекомендации по изучению теоретического материала
Тема 1. Теоретические и исторические предпосылки логистики.
Основные вопросы темы
1. Понятие и функции логистики.
2. Новая парадигма управления фирмой как теоретическая основа развития логистики.
3. Происхождение термина “логистика”.
4. Этапы развития логистики.
5. Характеристика советской системы материально-технического снабжения (МТС).
Цель изучения темы – усвоить понятие логистики, ее основные функции, связь логистики с общей теорией управления, понять историческую преемственность и логику теоретического и практического развития логистики.
Логистика – это наука управления материалопотоками.
Материалопоток или товаропоток – это совокупность материальных ресурсов, последовательно проходящих стадии транспортировки, складирования, обработки и потребления. Так, например, материалопоток древесины будет последовательно проходить стадии лесозаготовки, транспортировки, хранения, распиловки, обработки, изготовления различных изделий, пока не достигнет университета в виде учебных столов.
Более полное определение логистики можно сформулировать следующим образом. Логистика – наука управления транспортированием, складированием и другими операциями, связанными с движением материальных ресурсов от добычи сырья и до поставки готовой продукции конечному потребителю. При этом следует иметь в виду, что внутризаводская переработка сырья не относится к логистическим операциям. Поэтому определение логистики, приведенное в словаре А. М. Родникова [12], и в учебнике Ю. М. Неруша [3], является неточным.
Теоретической основой современного понятия логистики является новая парадигма управления фирмой, формирование которой в российской экономике связано с переходом страны на рыночные отношения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.