Новая парадигма (в переводе с греческого ‑ образец) управления характеризуется нацеленностью, смещением акцентов в деятельности менеджеров на решение проблем взаимосвязи фирмы с внешней средой (с поставщиками, потребителями, партнерами, конкурентами).
Опираясь на эти основные понятия, студенты могут проследить происхождение термина “логистика” и этапы развития логистики. Для объективности исторического представления о вкладе российской экономической науки в развитие логистики необходимо дать характеристику советской системы материально-технического снабжения, выделив как достоинства, так и недостатки организации деятельности советского Госснаба.
Учитывая важность правильного понимания исходных категорий и определений и скудость изложения материала первой темы в учебниках, все пять вопросов рассматриваются на лекции.
В процессе самостоятельной работы студенты изучают материал этой темы по одному из трех учебников списка обязательной литературы. При этом необходимо сравнить различные определения понятия логистики из учебника с определением, рассмотренным на лекции. Наиболее успевающие студенты, желающие более глубоко изучить эту тему и расширить свои знания в области логистики, могут проработать материал этой темы во всех трех учебниках списка обязательной литературы. Дополнительно можно использовать также зарубежные издания [4, 8].
Сущность новой парадигмы управления фирмой следует проиллюстрировать на конкретных примерах систем управления предприятий культуры и искусства, взятых из периодической печати или из личного опыта проведения досуга в учреждениях социально-культурной сферы.
При изучении четвертого вопроса (этапы развития логистики) следует иметь в виду, что периодизация процесса развития логистической деятельности наиболее полно излагается в учебнике “Логистика” под ред. Б. А. Аникина [2].
Все вопросы темы обсуждаются на семинарских занятиях. Для самоконтроля можно использовать следующие вопросы:
1. В чем заключаются различия между определениями логистики различных авторов?
2. Что такое материалопоток и товаропоток?
3. Что такое функции логистики и логистические операции?
4. Чем различаются прежняя и новая парадигмы управления фирмой?
5. Чем объясняется необходимость возникновения новой парадигмы управления фирмой?
6. Какие особенности новой парадигмы управления обусловили качественно новое понимание логистической деятельности?
7. В чем проявляется связь греческих и французских корневых слов (logos, loger) с современным пониманием логистики?
8. Чем различаются этапы развития логистики?
9. Как вы оцениваете достоинства и недостатки советской системы МТС с позиций современных взглядов на логистику?
10. Каков уровень развития логистики в социально-культурной сфере?
Тема 2. Сущность логистики
Основные вопросы темы
1. Логистическая концепция товародвижения.
2. Основные понятия логистики.
3. Принципы логистики.
4. Значение логистики в сфере культуры и искусства.
5. Предмет и задачи дисциплины “Логистика”.
Цель самостоятельной работы по этой теме – системное изучение сущности логистики. Современное понимание сущности логистики раскрывается прежде всего в логистической концепции товародвижения. Логистика – это не просто сокращенное название материально-технического снабжения и сбыта. Это качественно новый подход к организации этого процесса.
Логистическая концепция товародвижения заключается в целостном рассмотрении процесса движения материальных ресурсов от первоначального этапа добычи сырья до реализации готовой продукции конечному потребителю.
Логистическая концепция товародвижения – это не пассивный взгляд на товаропоток, это основа для активных организационных мер по интеграции процесса материального обеспечения деятельности предприятий, фирм и удовлетворения потребностей покупателей.
Логистическая концепция предполагает не только объединение деятельности поставщиков и заказчиков, производителей и потребителей, но и их взаимодействие. Потребитель или логистический посредник может проводить “обратный маркетинг” или так называемую “разработку поставщика”, направленную на более полный учет запросов потребителей в процессе изготовления и поставки продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.