Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине "Логистика". Примерные вопросы для подготовки к экзамену, страница 2

Новая парадигма (в переводе с греческого ‑ образец) управления характеризуется  нацеленностью, смещением акцентов в деятельности  менеджеров  на решение проблем взаимосвязи фирмы с внешней средой (с поставщиками, потребителями, партнерами, конкурентами).

Опираясь на эти основные понятия, студенты могут проследить происхождение термина “логистика” и этапы развития логистики. Для объективности исторического представления о вкладе российской экономической науки в развитие логистики необходимо дать характеристику советской системы материально-технического снабжения, выделив как достоинства, так и недостатки организации деятельности советского Госснаба.

Учитывая важность правильного понимания исходных категорий и определений и скудость изложения материала первой темы в учебниках, все пять вопросов рассматриваются на лекции.

В процессе самостоятельной работы студенты изучают материал этой темы по одному из трех учебников списка обязательной литературы. При этом необходимо сравнить различные определения понятия логистики из учебника с определением, рассмотренным на лекции. Наиболее успевающие студенты, желающие более глубоко изучить эту тему и расширить свои знания в области логистики, могут проработать материал этой темы во всех трех учебниках списка обязательной литературы. Дополнительно можно использовать также зарубежные издания [4, 8].

Сущность новой парадигмы управления фирмой следует проиллюстрировать на конкретных примерах систем управления предприятий культуры и искусства, взятых из периодической печати или из личного опыта проведения досуга в учреждениях социально-культурной сферы.

При изучении четвертого вопроса (этапы развития логистики) следует иметь в виду, что периодизация процесса развития логистической деятельности наиболее полно излагается в учебнике “Логистика” под ред. Б. А. Аникина [2].

Все вопросы темы обсуждаются на семинарских занятиях. Для самоконтроля можно использовать следующие вопросы:

1. В чем заключаются различия между определениями логистики различных авторов?

2. Что такое материалопоток и товаропоток?

3. Что такое функции логистики и логистические операции?

4. Чем различаются прежняя и новая парадигмы управления фирмой?

5. Чем объясняется необходимость возникновения новой парадигмы управления фирмой?

6. Какие особенности новой парадигмы управления обусловили качественно новое понимание логистической деятельности?

7. В чем проявляется связь греческих и французских корневых слов (logos, loger) с современным пониманием логистики?

8. Чем различаются этапы развития логистики?

9. Как вы оцениваете достоинства и недостатки советской системы МТС с позиций современных взглядов на логистику?

10. Каков уровень развития логистики в социально-культурной сфере?

Тема 2. Сущность логистики

Основные вопросы темы

1. Логистическая концепция товародвижения.

2. Основные понятия логистики.

3. Принципы логистики.

4. Значение логистики в сфере культуры и искусства.

5. Предмет и задачи дисциплины “Логистика”.

Цель самостоятельной работы по этой теме – системное изучение сущности логистики. Современное понимание сущности логистики раскрывается прежде всего в логистической концепции товародвижения. Логистика – это не просто сокращенное название материально-технического снабжения и сбыта. Это качественно новый подход к организации этого процесса.

Логистическая концепция товародвижения заключается в целостном рассмотрении процесса движения материальных ресурсов от первоначального этапа добычи сырья до реализации готовой продукции конечному потребителю.

Логистическая концепция товародвижения – это не пассивный взгляд на товаропоток, это основа для активных организационных мер по интеграции процесса материального обеспечения деятельности предприятий, фирм и удовлетворения потребностей покупателей.

Логистическая концепция предполагает не только объединение деятельности поставщиков и заказчиков, производителей и потребителей, но и их взаимодействие. Потребитель или логистический посредник может проводить “обратный маркетинг” или так называемую “разработку поставщика”, направленную на более полный учет запросов потребителей в процессе изготовления и поставки продукции.