Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта, страница 5

того пера, и философа 3. (т = 0,9; о = 0,04), кандидата наук. Как видно, одному и тому же качеству «внутренних часов» у разных индивидов соответствуют различные творческие способности. Каждый из них «умен по-своему, ум его по-разному проявляется в различных сферах деятельности...» [19, с. 645].

В группу субъектов с ослабленным проявлением интеллектуальных задатков могут быть отнесены те индивиды, у которых обнаруживаются большие вариации хода субъективных часов (0,1 <о<:0,2); способность к обучению у них невысока. К этой группе очень близка I группа олигофренов (о> 0,2), у которых по данным медико-педагогической комиссии установлена легкая форма умственной отсталости. Средняя и тяжелая формы дебильности установлены у олигофренов II—V групп, где нарушается условие постоянства т.

Эти данные представляют практический интерес. Во-первых, вырисовывается возможность проведения границы между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью; во-вторых, различные степени вариации т дают ключ к дифференциации последней.

Выше отмечалось, что собственный «т-тип» субъекта является продуктом интегративной работы мозга как целого, который создается по определенному психогенетическому закону [25]. Поэтому мозг можно рассматривать как уникальный часовой механизм, измеряющий ход субъективного времени [3, 24]. Судя по приведенным выше результатам, можно сказать, что в природе человеческой популяции встречаются различные часовые механизмы: от «хороших» до «плохих» часов. Мы, кажется, приближаемся к смехотворному выводу, будто бы ключ к пониманию интеллекта заключается в том, что он имеет чисто механический характер и основан на принципе «часового механизма». В этом высказывании Э. Шредингера [26, с. 82] слово «жизнь» заменено нами на «интеллект». «Смехотворный» вывод, к которому Шредингер призывал относиться с большой осторожностью, блестяще подтвердился благодаря работам И. Пригожина [18]. Живые системы действительно оказались часовыми механизмами, обладающими собственным внутренним временем.

Мы не собираемся утверждать, что интеллект — это часовой механизм. Аналог «хороших» часов следует рассматривать как одну из предпосылок высокого интеллекта. Если индивид родился с «хорошими» часами, то у него есть потенциальная возможность проявить и высокий уровень понимания, и широту познания, и глобальную способность «правильно мыслить» в избранном виде деятельности. Мы будем недалеки от истины, если скажем, что мозг, как и часовой механизм с высокой степенью организованности и упорядоченности (т. е. с минимумом вариаций собственного хода), обладает качеством производить высокоорганизованную и упорядоченную психическую функцию любого уровня. Поэтому вполне возможно, что количественные параметры таких черт ума, как легкость, изящность, тонкость, оригинальность, связаны с характеристиками хода «хороших» часов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Анастази А. Психологическое тестирование. М, 1982.

2.  Блейхер В. М. Клиническая патопсихология.Ташкент: Медицина, 1976.

3.  Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988.

4.  Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.

5.  Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления. М.,1965. С. 69—86.

6.  Завельский Ф. С. Время и его измерение. М., 1961.

7.  Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986.

8.  Коробкова Э. А. По поводу книги Д. Векслера «Измерение и оценка интеллекта взрослых» //

Хрестоматия по психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 106—113.

9.  Крепелин Э. Клинические лекции. М., 1923.

10. Лебедев А. Н. Кодирование информации в памяти когерентными волнами нейронной актив ности//Психофизиологические  закономерности   восприятия  и   памяти. М.:   Наука,   1985. С. 6—30.

11. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960.

12. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.