Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта

Страницы работы

Содержание работы

Экспериментальные исследования

1991 г.

Б. И. Цуканов

КАЧЕСТВО «ВНУТРЕННИХ ЧАСОВ» И ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТА

Автор предпринял попытку подойти к проблеме интеллекта, оценивая качество «внутренних часов» как показатель интеллектуальных задатков. На выборках индивидов с высокой обучаемостью (ученые, студенты), со слабой обучаемостью (учащиеся средней школы) и олигофренах прослежено соответствие интеллектуальных качеств индивида точности «внутренних часов». Наибольшая точность обнаружена в группе ученых. Различная степень снижения точности — у слабоуспевающих учащихся и у олигофренов. Особенности субъективного хода времени могут рассматриваться как один из индикаторов интеллектуальных задатков.

Ключевые слова: интеллект, задатки, способности, темперамент, «т-тип», «хорошие» часы.

Продуктивность познавательной деятельности человека определяется уровнем его интеллекта. Однако за самоочевидной простотой этой зависимости стоит одна из наиболее сложных проблем в психологии — проблема интеллекта, природа и сущность которого остаются невыясненными. Как отмечает Э. А. Коробкова [8, с. 106], известный исследователь Д. Векслер (D. Wechsler) считал, что интеллекту невозможно дать определение, ибо он представляет «непознаваемую сущность». Поэтому Векслеру пришлось в «рабочем» определении рассматривать его как «глобальную способность индивида целеустремленно действовать и правильно мыслить» (там же).

Аналогичную попытку свести интеллект к мышлению предпринимает и Дж. Гилфорд (J. Gilford) [5]. Но сведение интеллекта только к мышлению не выдерживает критики, ибо интеллект, согласно [20, 22], находится в особом соотношении с процессом восприятия. Кроме того, интеллект неразрывно связан и с другими психическими процессами, которые «онтологически вообще не существуют как отдельные, самостоятельные, обособленные акты» [4, с. 75].

В ряде исследований природа интеллекта связывается с определенными свойствами темперамента [11, 27, 28]. Сам же интеллект проявляется как способность к обучению [12], к овладению формальными операциями [22] и закономерностями окружающей действительности [17]. Проявление интеллекта в тех или иных способностях связано с общей одаренностью индивида [13, 14], а последняя, согласно С. Л. Рубинштейну [19, с. 644], выступает как единство интеллекта с другими свойствами и особенностями личности.


Не менее сложным в проблеме интеллекта является вопрос о его измерении. По мнению некоторых исследователей, ни один из тестов интеллекта, начиная со знаменитого IQ (коэффициент Бинэ), уровень интеллекта не измеряет [2, 8, 15]. С помощью этих методов оценивается или ряд независимых способностей [29], или уровень осведомленности, знаний и опыта, имеющихся у данного субъекта на момент тестирования [15, 21]. Поэтому тестовый подход к измерению интеллекта на сегодняшний день остается объектом критики [1].

Существенно важным также является вопрос о проведении границы между психологической нормой интеллекта и умственной отсталостью. Дифференциация последней на различные уровни остается одной из наиболее привлекательных задач [9], которая до сих пор не имеет однозначного решения. Трудности с выяснением природы интеллекта скрыты, на наш взгляд, в недостаточно тщательном анализе соотношения между врожденным и приобретенным в общей интеллектуальной организации психики индивида. Постановка такой задачи логически не противоречит точке зрения на соотношение задатков и способностей, сформулированной С. Л. Рубинштейном [20] и Б. М. Тепловым [21]. Если задатки тех или иных способностей рассматриваются как врожденные особенности строения и функций нервной системы индивида, то можно допустить, что существуют специальные задатки, которые являются базой для развития интеллектуальных способностей. Такое допущение правомерно, во-первых, потому, что элементы интеллекта присущи и инстинктивным, врожденным формам поведения [19]. Во-вторых, признание природно обусловленных различий в интеллектуальных задатках дает возможность понять, почему освоение одних и тех же знаний у разных людей «дает различное продвижение в мышлении, в умственном развитии» [19, с. 648]. В-третьих, несмотря на всю условность понятия «умственная одаренность» [13], в нем как бы предполагается наличие у конкретного индивида врожденных предпосылок, отличающих его от других.

В качестве одной из возможных характеристик интеллектуальных задатков может быть выбрана собственная единица времени индивида т, определяющая его «т-тип» [24]. Психологический смысл этой единицы заключается в том, что она выполняет роль своеобразного индивидуального «шага», измеряющего ход переживаемого времени субъектом.

Принадлежность к тому или иному «т-типу» определяется врожденными функциональными возможностями индивидуального мозга и с течением жизни субъекта не изменяется [25]. Величина т позволяет отнести индивида к той или иной типологической группе, а также достаточно точно указать его место в ней [24].

Несмотря на обнаруженную некоторыми авторами зависимость интеллекта от свойств темперамента, особенно если индивид максимально приближается к так называемому «чистому» типу [11, 27, 28], само по себе значение т не дает представления о его интеллектуальных задатках. Такое представление скрыто в содержательной стороне метода воспроизведения длительности, на нем целесообразно остановиться более подробно.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
194 Kb
Скачали:
0