Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта, страница 4

Для ^наглядности приведем данные одного из учащихся. Учащийся В., 14 лет (т = 0,90; а=0,19; средний балл по предметам 3,2). По среднему значению «т-типа» может быть отнесен к чистому «равновесному» индивиду. Однако его интеллектуальные возможности намного ниже, чем у такого же «т-типа» из группы ученых в силу значительных вариаций т., на всем диапазоне предъявляемых длительностей.

Обследованные дети-олигофрены (всего 72 учащихся) независимо от пола и возраста разделились на несколько самостоятельных групп. В первую группу вошли учащиеся, у которых выполняется условие т,~ const, а О 0,2. Общим для олигофренов II—V групп является то, что величина т.,- значительно варьирует. Это происходит скачкообразно на различных интервалах демонстрируемых длительностей. Сходство вариации т у испытуемых этой группы весьма высокое (табл. 3).


Таблица 2

Точность оценки времени у слабоуспевающих учащихся (в величинах т,)

Длительность предъявленного интервала (в с)


1,0


1,0


0,95


0,88


0,86


0,87


0,94


0,18 Таблица 3


Вариации оценки времени у детей-олигофренов (в величинах


Группа


Длительность предъявленного интервала (в с)



 


I

0,85

0,92

0,88

0,87

II

1,25

0,80

0,70

0,70

III

1,47

1,30

0,88

0,86

IV

1,45

1,35

1,10

0,85

V

1,70

1,96

1,50

1,30


0,82 0,65 0,70 0,80 0,85


0,83 0,60 0,65 0,70 0,80


0,21 0,24 0,31 0,27 0,40

Таблица 4


Связь между успеваемостью и точностью оценки времени i

олигофренов

Группа

Учащиеся

Дт

Средний балл успеваемости


II III

IV V


К. А. П. Л.

1,62 1,02

0,63 0,87

0,99 0,15

3,0 4,25

Г. А. С. Н.

1,60 1,12

0,93 0,89

0,67 0,23

3,0 4,75

Д. Н. В. С.

1,09 1,09

0,70 0,93

0,39 0,16

3,0 5,0

X. Н. М. О.

1,39 1,04

0,98 0,85

0,41. 0,19

3,5 3,8


Обнаружена еще одна важная зависимость. Так, самая высокая успеваемость по программе вспомогательной школы у олигофренов I группы (4,1 балла), а самая низкая — у олигофренов V группы (меньше 3,5 балла). Кроме того, в I группе олигофренов прослеживается следующая тенденция: если у ученика а> 0,2, то средний балл успеваемости меньше 4,0, если а<0,2, то средний балл по предметам больше 4,0.

У олигофренов II—V групп обнаружена следующая особенность. Чем сильнее выражено нарушение условия аналога «хороших» часов, тем ниже их успеваемость. В табл. 4 приведены данные учащихся с наибольшим и наименьшим скачкообразным переходом: от т,> 1 к т,<1 в разных группах.

Рассматривая представленные данные во всех группах и основываясь на результатах предшествующих исследований [12, 13, 17], можно сказать следующее. Самый высокий уровень способности к обучению и овладению закономерностями окружающей действительности при прочих равных условиях наблюдается у тех индивидов, субъективный ход времени которых максимально соответствует ходу «хороших» часов. Согласно полученным данным, к группе с высокими интеллектуальными задатками относятся те индивиды, у которых ст^0,05. Эти задатки в течение жизни могут превратиться в те или иные интеллектуальные способности. Последнее утверждение проиллюстрируем данными трех конкретных индивидов. В группе ученых приводились данные историка А. (т=0,9; а=0,04). Его психодинамическими близнецами можно считать журналистку Ч. (т=0,09; а=0,04), которая дважды удостоена звания лауреата Золо-