Для ^наглядности приведем данные одного из учащихся. Учащийся В., 14 лет (т = 0,90; а=0,19; средний балл по предметам 3,2). По среднему значению «т-типа» может быть отнесен к чистому «равновесному» индивиду. Однако его интеллектуальные возможности намного ниже, чем у такого же «т-типа» из группы ученых в силу значительных вариаций т., на всем диапазоне предъявляемых длительностей.
Обследованные дети-олигофрены (всего 72 учащихся) независимо от пола и возраста разделились на несколько самостоятельных групп. В первую группу вошли учащиеся, у которых выполняется условие т,~ const, а О 0,2. Общим для олигофренов II—V групп является то, что величина т.,- значительно варьирует. Это происходит скачкообразно на различных интервалах демонстрируемых длительностей. Сходство вариации т у испытуемых этой группы весьма высокое (табл. 3).
Таблица 2
Точность оценки времени у слабоуспевающих учащихся (в величинах т,)
Длительность предъявленного интервала (в с)
1,0
1,0
0,95
0,88
0,86
0,87
0,94
0,18 Таблица 3
Вариации оценки времени у детей-олигофренов (в величинах
Группа
Длительность предъявленного интервала (в с)
I |
0,85 |
0,92 |
0,88 |
0,87 |
II |
1,25 |
0,80 |
0,70 |
0,70 |
III |
1,47 |
1,30 |
0,88 |
0,86 |
IV |
1,45 |
1,35 |
1,10 |
0,85 |
V |
1,70 |
1,96 |
1,50 |
1,30 |
0,82 0,65 0,70 0,80 0,85
0,83 0,60 0,65 0,70 0,80
0,21 0,24 0,31 0,27 0,40
Таблица 4
Связь между успеваемостью и точностью оценки времени i |
олигофренов |
||||
Группа |
Учащиеся |
Дт |
Средний балл успеваемости |
||
II III
IV V
К. А. П. Л. |
1,62 1,02 |
0,63 0,87 |
0,99 0,15 |
3,0 4,25 |
Г. А. С. Н. |
1,60 1,12 |
0,93 0,89 |
0,67 0,23 |
3,0 4,75 |
Д. Н. В. С. |
1,09 1,09 |
0,70 0,93 |
0,39 0,16 |
3,0 5,0 |
X. Н. М. О. |
1,39 1,04 |
0,98 0,85 |
0,41. 0,19 |
3,5 3,8 |
Обнаружена еще одна важная зависимость. Так, самая высокая успеваемость по программе вспомогательной школы у олигофренов I группы (4,1 балла), а самая низкая — у олигофренов V группы (меньше 3,5 балла). Кроме того, в I группе олигофренов прослеживается следующая тенденция: если у ученика а> 0,2, то средний балл успеваемости меньше 4,0, если а<0,2, то средний балл по предметам больше 4,0.
У олигофренов II—V групп обнаружена следующая особенность. Чем сильнее выражено нарушение условия аналога «хороших» часов, тем ниже их успеваемость. В табл. 4 приведены данные учащихся с наибольшим и наименьшим скачкообразным переходом: от т,> 1 к т,<1 в разных группах.
Рассматривая представленные данные во всех группах и основываясь на результатах предшествующих исследований [12, 13, 17], можно сказать следующее. Самый высокий уровень способности к обучению и овладению закономерностями окружающей действительности при прочих равных условиях наблюдается у тех индивидов, субъективный ход времени которых максимально соответствует ходу «хороших» часов. Согласно полученным данным, к группе с высокими интеллектуальными задатками относятся те индивиды, у которых ст^0,05. Эти задатки в течение жизни могут превратиться в те или иные интеллектуальные способности. Последнее утверждение проиллюстрируем данными трех конкретных индивидов. В группе ученых приводились данные историка А. (т=0,9; а=0,04). Его психодинамическими близнецами можно считать журналистку Ч. (т=0,09; а=0,04), которая дважды удостоена звания лауреата Золо-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.