Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта, страница 3

С помощью ЭВМ подсчитывались т.,, т и а с точностью до 0,01 для каждого испытуемого. Результаты представлены в таблицах (см. табл. 1, 2, 3).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как и предполагалось, наибольшая точность «внутренних часов» наблюдается в группе ученых (16 докторов и 6 кандидатов наук в возрасте от 30 до 60 лет). Независимо от величины т у представителей данной группы на всех длительностях выполняется условие постоянства т,. Различие квадрати-ческих отклонений составляло 0,02< а <0,06. Это позволяет воспользоваться среднегрупповыми величинами т и а. Таким же образом представлены результаты группы студентов (20 студентов в возрасте от 18 до 20 лет). Соответственно тому, что в группу студентов вошли индивиды, успеваемость которых в школе была меньше 5 баллов, диапазон значений квадратических отклонений несколько шире, чем в группе ученых (0,05<a<0,08). В целом же по обеим группам с высокой успеваемостью о=0,05 (табл. 1).


Таблица 1 Точность оценки времени у испытуемых с высокой обучаемостью (в величинах т,)

Группа

Длительность предъявленного

интервала

(в с)

т

о

1

2

3

4

5

6

Ученые Студенты

0,91 0,89

0,92 0,87

0,92 0,88

0,93 0,87

0,93 0,87

0,92 0,88

0,92 0,88

0,04 0,06

Мы считаем, что сплошный спектр «т-типов» может быть соотнесен с четырьмя известными типологическими группами [24]: 1) холероидная (0,7<т<0,8); 2) сангвиноидная (0,8<т<0,9); 3) меланхолоидная (0,9< <т<1,0); 4) флегматоидная (1,0<т^1,1)В каждой группе крайними значениями представлены так называемые «чистые» типы: холерик (т=0,7), сангвиник (т=0,8), меланхолик (т = = 1,0), флегматик (т = 1,1) и «равновесный» (т = 0,9). Исходя из указанных пределов, покажем, что индивиды с наибольшей точностью «внутренних часов» и соответственно с высокой обучаемостью могут относиться к различным типологическим группам.

Психолог Д., доктор наук (т=0,79; о—0,05; холероидная группа). Геолог 3., доктор наук (т=0,83; а=0,02; сангвиноидная группа). Он никогда не испытывал трудностей в учебе ни в школе, ни в вузе. Кроме того, в студенческие годы блестяще игр_ал в футбол, танцевал; пишет стихи, владеет несколькими иностранными языками. Философ У. (т=0,86; а =0,03). За три года до окончания школы сдал переводные и выпускные экзамены, университет закончил за 3,5 года, в 36 лет защитил докторскую диссертацию (сангвиноидная группа). Математик С, доктор наук (т=0,89; а = 0,03; сангвиноидная группа). Историк А., доктор наук (т = 0,9; <т = 0,04). Учился легко и свободно, владеет многими иностранными языками. По «т-типу» является «равновесным». Психолог И., доктор наук (т=1,0; а =0,06). Закончил два вуза с отличием. Как он утверждает, для него никогда проблем с учебой не было. Приближается к «чистому» меланхолику. Физик-теоретик С, кандидат наук (т= 1,02;-<т = 0,05). Закончил школу с серебряной медалью, диплом с отличием (флегматоидная группа). Биолог С, доктор наук (т=1,1; а=0,04). Приближается к «чистому» флегматику. За свои исследования удостоен Государственной премии СССР.

В группе слабых учащихся общеобразовательной школы (20 учеников в возрасте от 14 до 17 лет) обнаружено приблизительное выполнение условия т,~ const. Диапазон индивидуальных значений квадратических отклонений составляет 0,12^а^0,28. Результаты отражены в табл. 2 в виде данных «сред-негруппового ученика». Если их сравнить с результатами табл. 1, то видно, что по соблюдению условия, постоянства «среднегрупповой учащийся» незначительно отличается от «среднегруппового ученого» и «среднегруппового студента». Среднеквадратическое отклонение т в группе учеников почти в 4 раза больше, чем о в группе ученых и студентов.