Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта, страница 2

В наших исследованиях «τ-тип» определяется через значение т по формуле τ = ∑tс/∑to (1), где tс — длительность, воспроизведенная субъектом, а to — длительность в секундах. Если в каждой отдельной пробе вычислить значение индивидуального «шага», которым измеряется продемонстрированная длительность по формуле τi = tсto (2), то, задавая ряд промежутков по нескольку раз в случайном порядке, легко обнаружить,_что на различных длительностях значение т, будет отклоняться от значения τ.

Длительность продемонстрированного промежутка (to) и длительность его воспроизведения (tс) относятся к разным временам жизни индивида. Таким образом, в процедуре воспроизведения длительности субъектом можно усмотреть аналогию с процедурой проверки хода «внутренних часов». Под последними принято понимать такой механизм, который сохраняет постоянство собст-


венного хода на различных длительностях с минимумом вариаций [6, с. 62_—63]. Действительно, полученные на разных длительностях отклонения τi от τ можно рассматривать как вариации хода «внутренних часов». Эти вполне естественные отклонения от среднего, имеющиеся в любом психологическом эксперименте, принято характеризовать средним квадратическим отклонением (σ) [16].

Чем меньше а, тем стабильнее значения τi на различных временных интервалах. Но в силу изложенной выше особенности самого метода минимум вариаций хода «внутренних часов» является главным показателем их работы, что в свою очередь позволяет предполагать наличие как аналога «хороших» часов, так и различных вариантов отклонения от них. Аналог «хороших» часов на всем диапазоне задаваемых длительностей должен удовлетворять условию постоянства величины τ(τi→τ =const). Идеальным вариантом «внутренних часов» будет условие а=0. Но в реальности оно не выполняется, ибо существует предел разрешающей способности, примерно 0,01 [10, 23]. Кроме того, не исключены систематические погрешности измерительной аппаратуры, применяемой в методе. Условие низкой вариативности т следует рассматривать как индивидуальную меру, показывающую степень реального приближения к аналогу «хороших» часов (в пределе а = 0,01).

Возможно, максимальное приближение к аналогу «хороших» часов должно иметь место скорее у тех индивидов, которые достигли высокой продуктивности в избранном виде деятельности. Ведь такие показатели интеллекта, как способность к обучению, к овладению закономерностями окружающего мира, неразрывно связаны друг с другом и устойчиво проявляются в течение всей творческой жизни личности. И наоборот, различные варианты отклонения от «аналога» или его нарушение будут иметь место у индивидов с различной степенью умственного дефекта.

МЕТОДИКА

Были обследованы несколько групп испытуемых. В первую группу вошли ученые: геологи, математики, физики, философы, историки, химики, психологи (кандидаты и доктора наук), которые закончили школу с золотой (серебряной) медалью, а вуз — с «красным» дипломом. Во вторую группу вошли студенты Одесского государственного университета различных факультетов, окончившие школу с золотой медалью и с высоким баллом в аттестате (не ниже 4,8). Третья группа — учащиеся 8—10-х классов одной из школ г. Одессы, у которых на протяжении многих лет успеваемость в учебе оставалась низкой (средний балл по предметам меньше 3,5); четвертая — учащиеся 2—9-х классов Одесской вспомогательной школы № 75 с диагнозом: «олигофрения в стадии дебильности».

Испытуемому демонстрировался промежуток времени с помощью хроноскопа «ХР-1-1» первого класса. Начало и конец промежутка ограничивались двумя щелчками: «пуск» и «стоп». Задача испытуемого — воспроизвести продемонстрированный промежуток с помощью того же хроноскопа, не глядя на циферблат. Для демонстрации использовался следующий ряд длительностей: 1, 2, 3, 4, 5 и 6 с. Каждый промежуток демонстрировался в случайном порядке. Число предъявлений составляло 30—36 длительностей.