Учеными психологами принято выделять физические и психологические негативные последствия прокрастинации. К физическим относятся последующие после прокрастинации проблемы со здоровьем. Пытаясь что-то сделать за очень ограниченный промежуток времени, человек испытывает физическое и нервное перенапряжение, часто не успевает поесть (для поддержания работоспособности часто пьет кофе и злоупотребляет энергетиками), испытывает последствия недосыпания. Все это приводит к переутомлению организма, уменьшению умственной работоспособности.
Психологические негативные последствия прокрастинации, как правило, пагубно складываются на личности в целом. Прокрастинация вызывает у человека чувство вины, стресс и потерю продуктивности, она может спровоцировать недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств и значительно понизить самооценку. Прокрастинация является виной многих нереализованных возможностей. А все эти последствия могут привести к дальнейшей хронической прокрастинации.
Нейл Фьоре из своей клинической практики отмечает такие последствия как неприятности по службе, упущенные возможности, финансовые потери, ухудшение отношений с коллегами и руководством и так далее [10].
Неврюев и мохова в своей работе отмечают, что привычка откладывать выполнение дел и оправдывать это внешними причинами значительно повышает риск возникновения у субъекта выученной беспомощности, которая влияет на снижение самооценки и нарушает эмоциональную сферу человека вплоть до нервоза [6].
Более подробно выученную беспомощность рассматривает Ильин в своей книге «работа и личность». Этот феномен связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность - это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от прилагаемых усилий. Ильин пишет, чтоивпервые этот феномен был исследован американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током. Эксперимент проходил следующим образом: собак подвергали вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), затем их помещали в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. Однако, вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, собаки не хотели учиться таким, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Источником подобной пассивности является восприятие животными независимости результатов от их действий [5].
Не смотря на возможную пользу прокрастинации, она всегда являлась проблемой для общества. Более того, учитывая непрерывный рост ее распространенности среди населения, возрастает необходимость разработки не только методов преодоления прокрастинации у взрослых людей, но и предотвращения ее формирования у школьников.
Проявления прокрастинации и стоящие за ней механизмы весьма разнообразны, что предполагает проведение комплексной терапии, направленной на уменьшение негативных последствий и на работу с самооценкой, страхами и стрессоустойчивостью прокрастинатора. Варваричева Я. И. предлагает условно разделить процесс прокрастинации на три блока: 1) глубокий анализ проявлений, источников и последствий прокрастинации у субъекта, поиск основных причин, имеющих решающее значение для проявления прокрастинации; 2) работа с самооценкой прокрастинатора и его представлениями о собственных возможностях; 3) формирование у субъекта навыков успешного распределения времени, постановки и достижения целей, умения правильно оценивать сложность задания и усилия, требующиеся для его выполнения[2].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.