Первый фактор связан гипотезой – «чем дальше во времени отстоит некоторое событие от настоящего момента, тем меньше влияния оно оказывает на принимаемые решения». Еще С. Джонсон выдвигал это предположение. Исследователи, которые разделяют эту точку зрения, предполагают, что прокрастинаторы в наиболее меньшей степени концентрируются на будущих негативных последствиях свое прокрастинации из-за стремления к сиюминутным наградам и в попытках преодолеть чувство тревоги. Наиболее подробно этот феномен был рассмотрен в «теории обманчивых наград», которая основывалась на предположении о наличии «врожденного предпочтения сиюминутного удовольствия наградам, отдаленным во времени. Но более новые исследования не позволяют утверждать, что субъект откладывает выполнение важных дел «на потом» лишь из-за стремления к сиюминутным наградам. (Варваичева).
Не менее важным фактором является непритягательность задачи. Некоторые характеристики задач, такие как монотонность, скучность, трудность, новизна и др., могут являться причинами их откладывания. Это было доказано в эмпирическом исследовании, которое проводили К. Сенекал, К. Лавойе и Р. Кестнер. По результатам, около 45% испытуемых продемонстрировали прокрастинацию при выполнении неинтересного и сложного задания. Эти результаты объясняются тем, что подобные задачи воспринимаются как заведомо безуспешные.
Так же необходимо выделить еще один влиятельный ситуативный фактор – наличие внешней оценки выполнения задания. Многие люди демонстрируют прокрастинацию в ситуации неизбежной оценки их деятельности, особенно публичной. Психологи объясняют это тревожностью, вызванной боязнью неудачи.
Перфекционизм считается возможным детерминирующим фактором прокрастинации. Однако в этом случае мнения ученых психологов расходятся. Психологи-практики говорят, что прокрастинатор-перфекционист следует принципу «если не можешь сделать что-то идеально, лучше не делать этого вовсе». Как правило, такие люди ставят перед собой слишком сложные задачи, несоразмерные своим способностям, что намного усложняет их достижение. Так же прокрастинатор-перфекционист может пренебречь установленными временными рамками для достижения наилучшего результата. Но результаты эмпирических исследований не выявили большой взаимосвязи между прокрастинацией и перфекционизмом. В более подробном рассмотрении данной проблемы было выявлено, что адаптивные перфекционисты (видят в собственном перфекционизме серьёзную проблему) менее склоны к прокрастинации, чем неадаптивные (для которых перфекционизм является источником стресса), они же демонстрируют довольно высокий уровень прокрастинации.
В исследовании, проведенном С. Бранлоу и Р. Ризингером, была выявлена «взаимосвязь между сочетанием недостаточной внешней мотивации, внешнего локуса контроля, внешнего атрибутивного стиля и прокрастинацией» (варваричева).
К. Синекал с соавторами исследовали роль автономного волевого усилия как фактора академической прокрастинации. Ими было установлено, что «студенты с преобладанием внешней мотивации были более подвержены прокрастинации, чем студенты с преобладанием внутренней мотивации». Мохова нврюев. Они пришли к выводу, что единственным путем снижения уровня прокрастинации является внутренняя мотивация, что прокрастинация является мотивационной проблемой, для преодоления которой необходимо достижение очень высокого порога автономности мотивации [3].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.