Наиболее распространенными формами передачи технологии по лицензии являются следующие.
1. Предполагается создать совместное предприятие по производству товаров с применением новой технологии. Фирма-разработчик обязуется в качестве взноса в совместную фирму предоставить соответствующую технологию, принадлежащие ей патенты, товарные знаки, "ноу-хау", налаживать по ней производство, включая техническую помощь по проектированию новых производственных площадей и мощностей, обучать персонал, а также оказывать управленческие и иные услуги. Организация совместной фирмы оформляется в соответствии с этим рядом основных и дополнительных соглашений. Особо оговариваются доли сторон в капитале создаваемой фирмы, порядок распределения прибылей и другие принципиальные вопросы ее деятельности.
2. Продается лицензия на право применения новой технологии. При этом продавец лицензии обязуется поставлять исходное сырье, полуфабрикаты, основные технологические линии и узлы, запчасти, оказывать техническую помощь в изготовлении предмета лицензии, обучать персонал. По мере того как лицензиат осваивает производство по лицензии при техническом содействии лицензиара, последний постепенно сокращает свои поставки полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей. Такая форма приобретения лицензии выгодна для покупателя тем, что он может на базе поставок лицензиара быстро приступить к производству продукции на основе данной лицензии и в перспективе освободиться от этих закупок. Лицензиар, в свою очередь, получает возможность в течение длительного времени экспортировать в страну лицензиата полуфабрикаты и комплектующие изделия.
3. Предоставляется лицензия с оказанием содействия в сбыте изготовленной по ней продукции через сбытовую сеть лицензиара в третьих странах.
4. Продается лицензия с частичной или полной оплатой ее стоимости поставками произведенных по лицензии изделий.
5. Продается лицензия с паушальной (разовой) оплатой ее стоимости в денежной форме без предоставления каких-либо услуг по освоению технологии (в международной практике встречается довольно редко из-за нежелания покупателя приобретать технологию на данных условиях).
В пакете может предлагаться одна из выше перечисленных форм или набор альтернативных вариантов, одинаково приемлемых для лицензиара. Помимо сути предложения в пакете желательно предложить потенциальному покупателю следующие материалы:
- прогноз по рынку товара, который будет изготовляться на базе продаваемой технологии (в основу этого прогноза кладутся проводимые фирмой регулярные исследования рынка, однако, в тексте, подготавливаемом для рассылки, упор делается на те рыночные факторы, которые свидетельствуют в пользу приобретения технологии);
- оценка конкурентоспособности данной технологии в сравнении с аналогичными альтернативными технологиями;
- необходимый минимум технической документации, не раскрывающий сути данной технологии, но дающий представление о ее достоинствах;
- технико-экономическое обоснование рентабельности применения данной технологии, максимально убедительное по форме и содержанию;
- перечень данных, указывающих на правовой статус технологии (имеется в наличии: пакет патентов, патент, зарегистрированный товарный знак, заявки на получение этих документов; без защиты);
- перечень возможного комплекса услуг по освоению технологии, предоставляемой продавцом, в случае ее приобретения;
- предлагаемая модель цены за лицензию и ориентировочные размеры оплаты;
- перечень ограничений в использовании данной технологии;
- примерный макет предлагаемого лицензионного контракта.
Наряду с полным перечнем этих материалов готовится и короткое рекламное письмо, в котором отражено основное содержание этих материалов.
Основными способами доведения этих материалов до потенциальных покупателей являются:
- прямая почтовая рассылка («директ мэйл»);
- личные визиты представителей фирмы к потенциальным покупателям (личные продажи);
- комбинация двух перечисленных методов коммуникации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.