Особенности технологического маркетинга. Технология как товар. Отличия технологии от обычных товаров. Маркетинг при продаже технологий, страница 5

Очень важными факторами, определяющими коммерческую ценность технологии, являются степень юридической защищенности интеллектуальной собственности (ИС), воплощенной в технологии, и характер прав на ИС, передаваемых по лицензии. Степень правовой защиты определяется прежде всего наличием патентов, товарных знаков и т.п. Необходимо учитывать, защищена ли технология одним патентом, который, например, легко оспорить, или блоком патентов, а также товарными знаками. Фирме, которая собирается продавать вновь созданную технологию, прежде всего необходимо позаботиться о получении национального патента. Если же речь идет о реализации интеллектуальной собственности, созданной в советский период, то необходимо исследовать следующие моменты: а) оформлен ли в прошлом на имя организации внутринациональный патент на соответствующие технологии;

б) имеет ли организация преимущественное право на патентование этих технологий;

в) не блокировано ли это право условиями, на которых организации предоставлялось финансирование создания данных технологий (не предусматривалось ли в соответствующих контрактах исключительная собственность заказчика на результаты разработок);

г) не оформлен ли уже третьими лицами, работниками организации (в том числе в обход прав организации) параллельный патент на предполагаемую для продажи технологию;

д) могут ли быть переоформлены на имя организации, если они были, зарубежные патенты на эту технологию, ранее заявлявшиеся от имени государства.

Если технология продается за пределы России, то лицензиар в процессе маркетинга тщательно анализирует прочность правовой защиты своей технологии в стране лицензиата, поскольку от этого в значительной степени зависит цена лицензии. Располагая «сильными» патентами в стране реализации технологии, лицензиар будет иметь более твердые позиции в ходе переговоров с потенциальным лицензиатом. Следовательно, отечественной фирме необходимо изыскать валютные средства для соответствующего патентования (после необходимого патентного поиска, проверки патентной чистоты своих научно-технических результатов). Это достаточно значительные инвестиции: в США, например, первоначальная патентная пошлина составляет 6-7 тыс. долл.; кроме того, за поддержание патента в силе необходимо выплачивать ежегодно пошлину в среднем около 700 долл.

Часто, если фирма является владельцем хорошо известного товарного знака, защищающего лицензируемое изделие и технологию, изучается возможность переноса "центра тяжести" с точки зрения юридического обеспечения интересов лицензиата на соответствующий товарный знак. Когда речь идет о всемирно известном товарном знаке, то он представляет большую коммерческую ценность, чем патент. В тех случаях, когда наибольшую значимость для изготовления имеют технический опыт и секреты производства, принадлежащие продавцу лицензии, именно они должны лежать в основе лицензионного соглашения. Если же патенты и товарные знаки отсутствуют, то фирме приходится делать ставку на беспатентные, гораздо более дешевые (при прочих равных условиях - на 60-70%) лицензии, где юридический аспект защиты передаваемых прав обеспечивается лишь режимом конфиденциальности, нераспространения ключевых научных и технических решений. Такие лицензии рекомендуется продавать в первую очередь тем покупателям, которые либо уже являются партнерами фирмы, либо решают для себя войти с данной фирмой в долгосрочную кооперацию и поэтому готовы на небольшие суммы рисковать, покупая лицензии без достаточной правовой защиты. Необходимо отметить, что патентование тоже несет с собой некоторый коммерческий риск, который связан со следующими моментами:

- патентование предполагает публикацию новых технических решений в специальных изданиях, что может облегчить имитацию изобретения (копирование запатентованных изобретений путем "обхода" имеющегося патента и получение "параллельного" патента на схожее изобретение);

- даже выданный патент (особенно в странах, где ведомственная проверка изобретений при патентовании на патентоспособность и патентную чистоту в силу различных причин менее тщательна - как, например, в США) может быть опротестован, тогда техническое решение безвозмездно станет достоянием других фирм;