Первые опыты по применению принципов мультипликации в картографии относятся к концу 50-х годов, но пик интереса к анимации пришелся на 70-е годы, когда появились обзорные работы по данной проблеме, были созданы языки программирования, специально ориентированные на анимацию (BEFLIX, ANIMA II). Пожалуй, одними из первых были английские картографы, разработавшие методику динамического картографирования на примере Ирландского моря.
Созданные ими ЭВМ-фильмы отражали движение водных масс, морских фронтов и течений. Они не только моделировали и делали зримыми быстроменяющиеся ситуации, но и позволяли составлять прогнозы, оперативно принимать решения относительно освоения ресурсов моря, хозяйственного использования прибрежных зон, охраны океанической среды и т.п. Были предложены два типа изображений: "фильмы данных", предназначенные для систематизации динамической информации, и "демонстрационные фильмы", ориентированные на неспециалистов или представителей смежных дисциплин .
В 80-е годы созданием дисплейных анимаций весьма успешно занимались картографы и ландшафтоведы Грузии [14 и др.]. Анимации показывали движение атмосферных вихрей, выпадение осадков, изменение состояния ландшафтов. Мигающие картографические знаки фиксировали внимание зрителя на районах развития опасных и катастрофических природных явлений. Лавиноопасные области выделялись знаками красного пульсирующего ареала, а возможные направления схода лавин — мигающими стрелками. Для показа распространения зон обильных осадков, развития наводнений исполъзовались перемещающиеся границы и меняющаяся фоновая окраска — "дефилирование" цвета.
Опыты создания дисплей-анимаций, отражающих пространственную динамику ландшафтов, движение ледников, становление и сход снежного покрова на обширных территориях свидетельствуют о многообещающих перспективах их применения для анализа быстроменяющихся явлений, мониторинга опасных природных процессов, оперативной оценки экологической обстановки, изучения взаимодействий на границах разных природных средств. На рис. 9 и в приложении 15 представлены в качестве примера серии карт температурных градиентов поверхностных вод северо-западной части Тихого океана иллюстрируемая несколькими кадрами анима- ционного картографического фильма, созданного с помощью системы обработки изображений PEPICO-LOR=3000 [62]. Источником для составления послужили температурные данные за февраль-июль 1983 г., собранные метеослужбой Японии. По ним были получены цифровые модели и построена анимационная последовательность, позволяющая проследить динамику субполярного фронта и фронта Куросио и вблизи Японии и Курильских островов. Фронты возникают в результате взаимодействия вод холодного течения Оясио, теплого субтропического течения Куросио и глубинных водных масс. В пределах фронтальных зон горизонтальные градиенты достигают 0,035 с/км, что почти в 10 раз превышает средние значения градиентов для этой акватории Тихого океана.
Кинематографические геоизображения — фотографические (телевизионные, сканерные, стереоскопические и др.) фильмы, полученные путем непрерывной регистрации какого-либо процесса или явления и позволяющие проследить его динамику, эволюцию, траекторию изменения во времени и пространстве.
Свойства кинематографических изображений, как и анимаций, в большой степени определяются свойствами самого геопроцесса (степенью его динамичности, четкостью границ и др.), особенностями съемки, записи и монтажа фильма, скоростью демонстрации. Известно, что кинофильмы можно демонстрировать с нормальной скоростью — 24 кадра в секунду, замедленной — менее 24 кадров в секунду, ускоренной - от 30 до 500 кадров в секунду. Скоростная демонстрация достигает 500 - 1000 кадров в секунду и более. Отсюда возникают совершенно новые и пока еще непривычные проблемы временной генерализации, выбора новых изобразительных средств, разработки принципов восприятия зрителями кинематографических геоизображений и т.п.
Таким образом, динамические геоизображения по своей размерности подразделяются на две группы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.