3. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
3.1. Определение крайних (мертвых) положений механизма
Для исследуемого механизма зубодолбежного станка крайними будут такие положения, когда кривошип и шатун то вытягиваются, то складываются в одну линию. Тогда начальный и конечный углы определяются как:
3.2. Построение планов положений исследуемого механизма
Выбираем масштабный коэффициент длин ml =0,0032м/мм и рассчитываем чертежные размеры звеньев (табл. 3.1).
ОА, мм |
АВ, мм |
ВС, мм |
СD, мм |
y, мм |
x1, мм |
x2, мм |
50 |
212,5 |
212,5 |
78.1 |
200 |
250 |
84.4 |
Планы механизма строим следующим образом:
- отмечаем на чертеже неподвижные точки О и С и рисуем в них вращательные кинематические пары;
- на расстоянии X2 от точки С проводим траекторию движения ползуна 5;
- проводим окружность радиусом ОА, которая является траекторией движения точки А, и дугу радиусом ВС, по которой движется точка В;
- на траектории движения точки А отмечаем крайние положения Ан и Ак, которые соответствуют крайним положениям исследуемого механизма;
- начиная от точки А0 – начала рабочего хода ползуна, окружность радиуса ОА делим на 12 равных частей;
- точки деления обозначаем через А1, А2, А3 и т.д. в направлении вращения кривошипа
- строим положения кривошипа, соединяя точки Аi с точкой О;
- методом засечек строим план положений механизма для каждого положения кривошипа;
- при построении планов механизма отмечаем положения центров масс звеньев 2 и 3 и строим их траектории.
3.3. Кинематическое исследование механизма
аналитическим методом
Структурную схему механизма располагаем в прямоугольной системе координат, начало которой помещаем в точку О. В соответствии с методом замкнутых векторных контуров со всеми звеньями механизма связываем векторы так, чтобы их последовательность образовала два замкнутых контура: ОАВСО и CDDIEC (рис. 3.2). Углы, определяющие положения векторов, отсчитываем от положительного направления оси ОХ против хода часовой стрелки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Записываем уравнение замкнутости первого контура в векторной форме. Для этого обходим его периметр, например, в направлении вектора , причем все векторы, совпадающие с направлением обхода, ставятся со знаком «+» и не совпадающие – со знаком «-»:
(3.1)
Уравнению (3.1) соответствуют два уравнения проекций на оси координат:
(3.2)
Для упрощения нахождения углов j2 и j3 вместо одного сложного контура ОАВСО рассмотрим два простых ОАСО и АВСА. Для этого введем в рассмотрение вспомогательный вектор , соединяющий точки А и С механизма. При этом получим:
(3.3)
(3.4)
Представим уравнение (3.3) в проекциях на оси координат:
(3.5)
Откуда находим угол наклона вектора для пятого положения
(3.6)
и его модуль
(3.7)
Углы j2 и j3 находим из уравнения (3.4), записав его в развернутом виде:
(3.8)
Слагаемые, содержащие j3, переносим в правые части уравнения, возводим оба уравнения в квадрат и складываем. После преобразования получим
откуда
(3.9)
Для определения угла j3 используем любое из уравнений (3.8). Например, из первого уравнения
(3.10)
Уравнение замкнутости второго контура CDDIEC имеет вид
(3.11)
или в проекциях на оси координат
(3.12)
Учитывая, что j4 = j3 , из уравнений (3.12) находим вектора и :
(3.13)
(3.14)
Для нахождения положений точек S2 и S3 записываем уравнения замкнутости контуров OAS2O OS3CO (рис. 3.2):
(3.15)
(3.16)
Из уравнений (3.15) и (3.16) находим координаты центров масс звеньев 2 и 3:
(3.17)
(3.18)
(3.19)
Все вычисленные по формулам величины сравниваем с соответствующими величинами, найденными из плана механизма. Результаты сравнения для пятого положения приведены в табл. 3.2.
Величина |
j10 |
j90 |
l9, м |
j20 |
j30 |
l6, м |
l5, м |
Графически |
134,94 |
142,52 |
0,866 |
92,05 |
12,99 |
0,584 |
0,026 |
Аналитически |
134,94 |
142,52 |
0,866 |
92,05 |
12,99 |
0,584 |
0,026 |
Отклонение, D, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кинематические свойства механизма, когда закон движения начального звена еще не известен, найдем с помощью кинематических характеристик, называемых аналогами скоростей и ускорений, которые не зависят от времени, а являются функциями обобщенной координаты.
Так как аналоги скоростей и ускорений не зависят от закона изменения обобщенной координаты, принимаем w1 = 1 рад/с.
Аналитическое определение аналогов скоростей основано на дифференцировании по обобщенной координате уравнений (3.2),(3.13) и (3.14). После дифференцирования уравнений (3.2) получим
(3.19)
где j1/ – аналог угловой скорости звена 1. Так как вращение первого звена происходит по часовой стрелке принимаем j1/ = -1; j2/, j3/ – аналоги угловых скоростей звеньев 2 и 3.
При дифференцировании уравнений (3.13) и (3.14) учитываем, что j4/ = j3/, а векторы Х2 и У не зависят от обобщенной координаты, в итоге получаем
(3.20)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.