Событийно-управляемые программы: Методические указания к разработке проектов в DELPHI, страница 5

Это такие компоненты как: главное и локальное меню, метка, однострочный и многострочный текстовые редакторы, кнопка, независимый и зависимый переключатели, простой и комбинированный списки выбора, полоса управления (прокрутки), компонент для объединения группы элементов, группа зависимых переключателей, панель, служащая также для объединения нескольких компонентов.

Для выбора компонента его необходимо найти, используя закладки палитры, щелкнуть на нем мышкой, а затем на форме в том месте, куда его необходимо поместить. Выбранный Вами компонент появится на форме и им можно манипулировать с помощью мыши. Другим вариантом поиска необходимого компонента является использование подпункта Component List пункта меню View.

Для того, чтобы создавать качественные программы, нужно представлять себе назначение компонентов, их внутреннюю структуру, владеть наборами свойств и событий, которыми они обладают.

Компоненты, как и всякий другой класс, инкапсулируют в себя поля, свойства, методы и события.

Поля можно представить в виде переменных, которые описываются внутри компонента или класса.

Свойства компонента предназначены для доступа пользователя к некоторым полям компонента. Свойства компонента определяют либо его внешний вид, либо - поведение. Изменение свойства любого компонента чаще всего приводит к изменению его визуального представления. DELPHI позволяет изменять свойства компонента как на этапе проектирования, так и на этапе выполнения приложения.

Для изменения свойств выделенного объекта необходимо выбрать закладку Propreties инспектора объектов (рис. 2.7).

Приведем некоторые из свойств,  которыми манипулирует разработчик программы.

AutoSize – возможность автоматического изменения размера объекта.

Caption – надпись на объекте.

Color – цвет объекта

Cursor – вид курсора при его расположении в поле объекта.

Enabled – активность объекта.

Font – характеристики шрифта.

Height – высота объекта.

Left – расстояние от левой границы контейнера.

Name – имя (идентификатор) объекта.

Text – текст внутри объекта

Visible – видимость.

Width – ширина объекта

Методы – это процедуры или функции, ассоциированные с компонентом.

События – это механизм, который связывает какое-либо действие пользователя (или изменение в системе) с конкретным кодом, называемым обработчиком события.

Так как форма (компонент типа TForm) является базовым интерфейсным элементом для всех программ, создаваемых в среде DELPHI, познакомимся с некоторыми событиями, ассоциированными с формой, принимая во внимание тот факт, что многие из них (из рассматриваемых), ассоциированы и с другими компонентами.

Таблица1 - Некоторые из событий, ассоциированных с формой.

Имя

Описание (момент возникновения события)

OnActivate

При получении формой фокуса ввода, например, когда пользователь нажал кнопку мыши в рабочей области окна.

OnClose

При закрытии формы

OnCreate

При создании формы. В обработчике данного события можно задавать начальные значения свойствам формы

OnPaint

При необходимости перерисовки формы

OnResize

При изменении размеров оена в процессе работы приложения

OnKeyPress

При нажатии клавиши на клавиатуре. Параметр Key содержит код нажатой клавиши.

OnKeyDown

OnKeyUp

Чаще всего эти события используются для определения нажатия комбинаций клавиш Shift, Ctrl или Alt. Возникают соответственно при нажатии или отпускании клавиши клавиатуры.

OnClick

При нажатии кнопки мыши и нахождении курсора мыши в области компонента.

OnDblClick

При двойном щелчке кнопки мыши и нахождении курсора мыши в области компонента.

OnMouseMove

При перемещении мыши. При обработке события часто используются координаты X и Y положения мыши.

OnMouseDown

OnMouseUp

Соответственно при нажатии или отпускании клавиши мыши, когда курсор находится в области компонента.