2. Общие вопросы частотного управления.
Одним из способов регулирования скорости
асинхронного двигателя является изменение частоты напряжение переменного тока,
питающего этот двигатель. Наглядно, это вытекает из выражения, определяющего
скорость вращения электрической машины, а именно, ws =
2p.fs /p – где fs
– частота напряжения переменного тока, р – число пар полюсов двигателя. Однако
при таком способе регулирования скорости кроме частоты должно изменятся и
подводимое к двигателю напряжение. Необходимость взаимосвязанного изменения
напряжения и частоты обусловлена явлением насыщения магнитопровода
электрической машины и зависимостью ЭДС от частоты и магнитного потока.
Действующее значение ЭДС фазы статора определяется так: Еs=сe.Ф.fs
, где се = 4,44wskw, Ф – магнитный
поток машины, ws– количество витков обмотки, kw– обмоточный
коэффициент. Отсюда имеем Ф = Еs/(сe.fs).
Изменение частоты питающего напряжения приводит к изменению магнитного потока.
В случае уменьшения частоты поток возрастает, что приводит к насыщению машины.
Чтобы сохранить значение магнитного потока для эффективного использования
двигателя, необходимо изменять подводимое к его обмоткам статора напряжение. В
данном случае, чтобы сохранить постоянное значение магнитного потока на всех
частотах напряжения питания, следует поддерживать постоянство отношения ЭДС к
частоте, т.е. Еs/fs–
const. Известно, что магнитный поток машины индуцирует
в обмотках статора ЭДС Еs, которая совместно
с падением напряжения на полном сопротивлении этой обмотки Zs=Rs+jXs от
протекающего в ней тока Is уравновешивает
приложенное к статору напряжение питания us
т.е. . Следовательно, соотношение между
магнитным потоком и напряжением статора будет следующим:
.
В случае питания
асинхронной машины от источника синусоидального напряжения промышленной частоты
явлением вытеснения тока в проводниках пренебрегают и считают, что активные
сопротивления обмоток статора не зависят от частоты. Реактивные сопротивления
обмоток пропорциональны частоте питающего напряжения. И поэтому, если полное
сопротивление обмотки статора мало, значение ЭДС пропорционально
значению напряжения
и будет примерно постоянным при
–const. Этот
наиболее простой закон частотного регулирования используют в разомкнутых
системах регулирования скорости. Для надёжной работы электродвигателя в
системе регулируемого электропривода необходимо, чтобы его максимальный момент
был всегда больше момента нагрузки, т.е. двигатель обладал определённой
перегрузочной способностью. Поэтому при частотном управлении этот аспект
необходимо учесть и законы управления выводить из условия сохранения
перегрузочной способности по отношению к текущему значению момента нагрузки,
либо по отношению к предельному расчётному моменту. Закон частотного
управления, полученный из условия сохранения перегрузочной способности при синусоидальном
напряжении для идеализированного двигателя (активное сопротивление обмотки
статора Rs=0, магнитная система двигателя
ненасыщенна, принудительное охлаждение при регулировании угловой скорости
двигателя), выведен М.П. Костенко и имеет следующую запись:
, где
–относительное
напряжение – отношение напряжения статора к его номинальному значению,
– относительная частота – отношение частоты
тока статора к её номинальному значению,
–
относительный момент – отношение текущего значения момента к его номинальному
значению. Механические характеристики для этого случая приведены на рис. 000.
Из приведенного закона для регулирования угловой скорости по граничному моменту
можно вывести следующие частные случаи:
– регулирование при постоянном моменте нагрузки (Мст = const): g = a или Us/fs – const (пропорциональный закон управления);
– регулирование при нагрузке
с постоянной мощностью (Рст = const): или
const;
– регулирование при
вентиляторной нагрузке (Мст º
w2): g = a2 или .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.