4. РАСЧЕТ ОЦЕНОЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
4.1 Оценочные параметры топливной экономичности автомобиля
Оценочные параметры топливной экономичности автомобиля устанавливаются ГОСТ 20306-90. Оценочными параметрами являются:
1) контрольный расход топлива (расход топлива на единицу пути) qs, л/100 км;
2) контрольный расход топлива в магистральном цикле на дороге;
3) расход топлива в городском цикле на дороге;
4) расход топлива в городском цикле на стенде;
5) топливно-экономическая характеристика установившегося движения qs = f(Va).
В качестве дополнительных оценочных параметров могут быть использованы:
1) расход топлива на единицу на единицу транспортной работыqр, л/100 т∙км;
2) часовой расход топлива GT, кг/ч;
3) удельный эффективный расход топлива ge, г/кВт∙ч.
4.2 Алгоритм определения топливно-экономической характеристики установившегося движения автомобиля
Расчет топливно-экономической характеристики (ТЭХ) производится в следующем порядке:
1. Определяем мощностную характеристику
a) находим тяговую мощность NТ :
;
b) находим скорость движения автобуса для каждой передачи:
;
c) находим мощность сопротивления дороги:
2. Строим мощностную характеристику
Мощностная характеристика
Рис. 4.1
3. Каждую кривую разбиваем на 5…8 интервалов, и для полученных интервалов определяем степень использования мощности:
.
4. По вспомогательному графику КИ = f(Va) [2, рис. 61, стр. 90] определяем коэффициент, который учитывает степень использования мощности КИ.
5. Для полученных интервалов определяем значение ne:
.
6. Определяем отношение ne/nN для каждого интервала. По вспомогательному графику КОБ = f(ne/nN) [2, рис. 61, стр. 90] определяем коэффициент, который учитывает степень использования мощности КОБ.
7. Определяем удельный эффективный расход топлива:
, где geN – удельный эффективный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт∙ч.
8. Определяем путевой расход топлива:
, где ρТ – плотность топлива.
9. Строим топливно-экономическую характеристику
ТЭХ
Рис. 4.2
4.3 Расчет оценочных параметров топливной экономичности автобуса
1. Расчет мощностной характеристики:
передаточное число первой ступени – ; ne = 600 об/мин.
км/ч.
кВт.
Определяем мощность сопротивления дороги и воздуха:
кВт; кВт.
Результаты расчета мощностной характеристики представлены в табл. 4.1, зависимость приведена на рис. 4.3.
2. Разбиваем полученную мощностную характеристику на 8 интервалов.Определяем степень использования мощности и отношение ne/nN.
;
.
По вспомогательным графикам [2, рис. 61, стр. 90] определяем коэффициенты:
; .
Определяем удельный эффективный расход топлива, принимая по двигателю-прототипу geN = 275 г/кВт∙ч :
г/кВт∙ч.
Определяем расход топлива на единицу пути, принимая плотность топлива ρТ = 0,7 кг/л (для бензина ρТ = 0,69…0,75):
л/100 км.
Результаты расчета ТЭХ представлены в табл. 4.1, зависимость приведена на рис. 4.4.
Таблица 4.1
Результаты расчета мощностной характеристики и ТЭХ
№ пер |
Пара-метр |
Частота вращения коленчатого вала ne, об/мин |
||||||||
600 |
1150 |
1700 |
2250 |
2800 |
3350 |
3900 |
4450 |
5000 |
||
ne/nN |
0.13 |
0.26 |
0.38 |
0.5 |
0.62 |
0.74 |
0.87 |
0.99 |
1.11 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
I |
Va, км/ч |
3.7 |
7.1 |
10.5 |
13.9 |
17.3 |
20.7 |
24.1 |
27.5 |
30.9 |
NТ, Н |
14.32 |
29.28 |
44.91 |
60.16 |
73.97 |
85.29 |
93.06 |
96.24 |
93.75 |
|
NД, Н |
0.37 |
0.71 |
1.06 |
1.4 |
1.74 |
2.08 |
2.42 |
2.76 |
3.1 |
Продолжение табл. 3.2
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.