1. АНАЛИЗ КОМПОНОВОЧНЫХ СХЕМ И ВЫБОР АВТОМОБИЛЯ-ПРОТОТИПА
Под компоновочной схемой автомобиля понимается относительное расположение агрегатов шасси и кузова, положение водителя, перевозимого груза или пассажиров и багажа. Наиболее важным показателем компоновки автобуса является расположение двигателя.
расположение двигателя выбирается в зависимости от назначения автобуса (городской, междугородный, туристский), от его класса, принятой системы обслуживания (с кондуктором или без), с учетом требований ремонтопригодности (доступность двигателя для ремонта) и других параметров.
для автобусов малого класса приоритетными свойствами являются максимально возможная вместимость салона при малых габаритных размерах автобуса и комфортное расположение пассажиров.
Компоновка автобусов малого класса («Miniwen») схожа с компоновкой легковых автомобилей, так как производятся они, чаще всего, на их базе. Поэтому целесообразно классифицировать компоновочные схемы следующим образом.
1) По типу привода:
- заднеприводные;
- переднеприводные.
2) По расположению двигателя:
- с передним продольным расположением двигателя (ГАЗ-3221 «Газель», рис. 1.1, а);
- с расположением двигателя продольно внутри салона между водителем и передним пассажиром (УАЗ-2206, рис 1.1, б);
- с расположением двигателя продольно внутри салона, салон над двигателем (рис 1.1, в);
– с передним поперечным расположением двигателя (ФИАТ-Дукато, рис. 1.2);
Компоновочные схемы заднеприводных автобусов малого класса
а)
б)
в)
1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка переменных передач; 4 – карданная передача; 5 – главная передача с межколесным дифференциалом;
а) – с передним продольным расположением двигателя;
б) – с расположением двигателя продольно внутри салона между водителем и передним пассажиром;
в) – с расположением двигателя продольно внутри салона, салон над двигателем.
Рис. 1.1
- с расположением двигателя поперечно внутрисалона (рис.1.3);
- с задним расположением двигателя (Фольксваген-Транспортер, рис.1.4).
Компоновочная схема автобуса малого класса с передним поперечным расположением двигателя
1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка переменных передач; 4 – главная передача с межколесным дифференциалом
Рис. 1.2
Компоновочная схема автобуса малого класса с расположением двигателя поперечно внутри салона
1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка переменных передач; 4 – главная передача с межколесным дифференциалом
Рис. 1.3
Компоновочная схема с задним расположением двигателя редко применяется из-за затрудненного доступа к двигателю и снижения пассажировместимости (рис. 1.4).
Компоновочная схема автобуса малого класса с задним расположением двигателя
1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка переменных передач; 4 – главная передача с межколесным дифференциалом
Рис. 1.4
Наиболее распространена классическая компоновка (рис. 1.1, а) с передним продольным расположением двигателя, она обеспечивает оптимальные пассажировместимость, распределение массы по осям, достаточно удобен доступ к двигателю. К недостаткам данной схемы можно отнести наличие карданной передачи под кузовом автобуса, что приводит к повышению уровня пола.
Компоновочная схема (рис 1.1, б) с расположением двигателя продольно внутри салона между водителем и передним пассажиром имеет ряд недостатков: низкая пассажировместимость, более высокий уровень пола, повышенный шум в салоне. Преимущество данной схемы – лучший доступ к двигателю, больший дорожный просвет (полноприводные версии).
Схема с двигателем, расположенным под салоном (рис 1.1, в) имеет те же недостатки, что и предыдущая, плюс, затрудненный доступ к двигателю. Достоинством данной схемы можно считать возможность повышения пассажировместимости за счет увеличения высоты салона.
При расположении двигателя спереди поперек автобуса (передний привод, рис. 2.1) приводит к существенному увеличению пассажировместимости как за счет освобождения передней части салона, так и за счет снижения высоты пола из-за отсутствия карданной передачи на задние колеса.
Компоновочная схема с расположением двигателя поперечно внутри салона (рис. 1.3) имеет недостатки, по сравнению с предыдущей – снижение пассажировместимости за счет расположения двигателя под полом.
В соответствии с заданием выбираем классическую компоновочную схему (рис. 1.1, а). Она обеспечивает оптимальные пассажировместимость и распределение массы по осям, достаточно удобен доступ к двигателю.
Для удобства сравнения, параметры технических характеристик подобранных автобусов-аналогов и прототипа сведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Технические характеристики автобусов малого класса и прототипа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.