Технология работы пассажирских станций (Глава 16 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 6

План работы станции составляет начальник станции или его заместитель на сутки и на смену. Задачей плана является удовлетворение пассажиров в перевозке с учетом экономической эффективности и выполнения графика движения пассажирских поездов. Кроме того, составляется план-график работы станции в целом с учетом взаимодействия всех элементов станции и корректируется в случаях изменения размеров движения пассажирских поездов. Стабильность суточного плана объясняется тем, что объем пассажирских перевозок, определяемый на полугодие, представляет объем, устанавливаемый графиком движения пассажирских поездов. Суточные колебания возможны по отдельным дням в связи с колебанием пассажиропотоков.

Планом работы предусматривается технология работы собственно пассажирской и технической станций.

На собственно пассажирской станции основным вопросом является выполнение графика движения поездов, прицепка, отцепка и перестановка отдельных вагонов, посадка и высадка пассажиров. Планирование работы технической станции взаимосвязано с работой собственно пассажирской станции. После перестановки составов на техническую станцию операции с ними осуществляют в соответствии с разработанным планом-графиком, которым определен порядок подготовки составов в рейс. Для этой цели предусматривается расстановка работников технической станции в парке приема составов на путях их экипировки, ремонта, дезинфекции, снабжения вагонов необходимым инвентарем, бельем, топливом. Готовый состав принимается бригадой работников станции, которая устанавливает готовность состава к очередному рейсу.

Технология работы пассажирской станции устанавливается суточным планом, который составляется на основе графика движения пассажирских поездов и технической вооруженности станции.

В ряде случаев, например, при нарушении графика движения поездов, формировании дополнительных поездов возможны изменения плана работы станции, что относится к оперативному планированию работы пассажирской станции. Дополнительные задания в суточный план-график работы станции начальник станции вносит перед началом работы смены и на планерных совещаниях ставит в известность об этом исполнителей и руководителя смены (станционного диспетчера или дежурного по станции). Руководители смены должны принимать меры для выправления отклонений от суточного плана.

Оперативные задания поступают из отделения дороги или пассажирской службы в виде информации о прибывающих и отправляемых поездах, а также в связи с ситуациями, складывающимися на станции в процессе обработки составов поездов и вагонов.

Четкому выполнению плана-графика движения пассажирских поездов способствуют правильные расстановки командного состава и распределение между ними обязанностей. При этом предусматривается единоначалие в руководстве каждым подразделением работников станции - сменой, цехом, бригадой и т. д. Особое внимание уделяется технологии работы технической станции, где составы подготавливают в рейс.

На станционного диспетчера возлагаются: общее руководство работой смены и выполнение графика движения поездов, маневровой работы; контроль за подготовкой составов в рейс и выполнением технологического процесса; в ряде случаев принятие оперативных мер к выполнению заданного плана. Станционный диспетчер возглавляет единую смену, руководит работой каждого технического цеха и отдельных исполнителей.

Дежурный по станции непосредственно руководит операциями по приему и отправлению поездов, контролирует ход выполнения технических операций с поездами, обеспечивает безопасность движения поездов на станции.

Результаты выполнения сменного плана рассматриваются начальником станции или заместителем на планерных совещаниях по окончании работы смены.

Детальный анализ работы станции за смену и сутки осуществляется инженером станции и доводится до сведения работников смен.

Начальник вокзала, он же заместитель начальника станции, организует работу вокзала во взаимодействии с работой пассажирской станции.

Важнейшим условием обеспечения слаженности в действиях работников станции и других служб является организация единых смен, которые включают оперативный штат работников станции, депо (дежурный по депо, маневровые локомотивные бригады, нарядчик локомотивных бригад), пункты технического осмотра.