Рынок деловых услуг транспорта при перевозке людей имеет свою специфику, связанную с тем, что спрос других организаций на эти услуги определяется спросом на выполняемые ими услуги, например спросом на туристические, экскурсионные, культурные или деловые поездки. Поэтому покупатели этих услуг учитывают свои интересы и запросы своих клиентов. В настоящее время, в условиях снижения объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, произошло не только снижение объема перевозок, но и перераспределение его между видами транспорта. В связи с увеличением тарифов на перевозку грузов железнодорожный транспорт утратил свое былое преимущество перед автомобильным транспортом и в связи с этим потерял часть своей клиентуры. Потери доходов иногда пытаются компенсировать за счет увеличения тарифов. Однако такие действия часто являются ошибочными. В условиях неэластичного спроса на перевозки это положение справедливо. А в условиях эластичного спроса увеличение тарифа на перевозки приведет к уменьшению спроса на перевозки у значительной части пользователей и, следовательно, к уменьшению дохода. Проиллюстрируем сказанное на примере.
Доходы транспортного предприятия от перевозок Д можно определить по формуле
Д=ТС1, (1)
где Т- тариф на перевозку пассажиров, тыс. руб./пас-км;
С - величина спроса на перевозку, тыс.пас.;
1- среднее расстояние перевозки пассажиров, км.
Исходные данные с учетом коэффициентов пересчета
Таблица 1 - Исходные данные
Вид сообщения |
Пассажиропоток(тыс.ч)/тариф(руб/км) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Пригородное |
57/207 |
52.25/253 |
45.6/299 |
38/345 |
23.75/414 |
Пассажирское местное |
23.75/ 287.5 |
20.9/ 379.5 |
19/379.5 |
15.2/ 425.5 |
11.4/ 460 |
Пассажирское дальнее |
9.5/690 |
8.55/ 747.5 |
7.6/805 |
6.65/ 862.5 |
5.7/920 |
В пригородном 1=20 км
В пассажирском местном 1=180 км
В пассажирском дальнем 1=500 км
Расчет коэффициента эластичности спроса на пригородные перевозки приведен в таблице 2
Таблица 2 - Определение коэффициента эластичности спроса по ценам на пригородные перевозки
С, тыс.нас |
Т, руб/пас км |
∆С, тыс.т |
∆Т,руб/пас км |
(∆С/С)*100 |
(∆Т/Т)*100 |
Еэ |
57 |
207 |
− |
− |
− |
− |
− |
52.25 |
253 |
-4.75 |
46 |
-0.09 |
0.18 |
0.50 |
45.6 |
299 |
-6.65 |
46 |
-0.15 |
0.15 |
0.95 |
38 |
345 |
-7.6 |
46 |
-0.20 |
0.13 |
1.50 |
23.75 |
414 |
-14.25 |
69 |
-0.60 |
0.17 |
3.60 |
Из таблицы 2 видно, что при увеличении тарифа с 253 до 299 руб/пас км спрос на перевозки неэластичен, а при увеличении тарифа с 299 до 414 руб/пас км – эластичен.
Таблица 3- Определение коэффициента эластичности спроса по ценам на пассажирские местные перевозки
С, тыс.нас |
Т, руб/пас км |
∆С, тыс.т |
∆Т,руб/пас км |
(∆С/С)*100 |
(∆Т/Т)*100 |
Еэ |
23.75 |
287.5 |
− |
− |
− |
− |
− |
20.9 |
379.5 |
-2.85 |
92 |
-0.14 |
0.24 |
0.56 |
19 |
379.5 |
-1.9 |
0 |
-0.10 |
0.00 |
− |
15.2 |
425.5 |
-3.8 |
46 |
-0.25 |
0.11 |
2.31 |
11.4 |
460 |
-3.8 |
34.5 |
-0.33 |
0.08 |
4.44 |
Из таблицы 3 видно, что при тарифе 379.5 руб/пас км спрос на перевозки неэластичен, а при увеличении тарифа с 379.5 до 460 руб/пас км – эластичен.
Таблица 4 - Определение коэффициента эластичности спроса по ценам на пассажирские дальние перевозки
С, тыс.нас |
Т, руб/пас км |
∆С, тыс.т |
∆Т,руб/пас км |
(∆С/С)*100 |
(∆Т/Т)*100 |
Еэ |
9.5 |
690 |
− |
− |
− |
− |
− |
8.55 |
747.5 |
-0.95 |
57.5 |
-0.11 |
0.08 |
1.44 |
7.6 |
805 |
-0.95 |
57.5 |
-0.13 |
0.07 |
− |
6.65 |
862.5 |
-0.95 |
57.5 |
-0.14 |
0.07 |
2.14 |
5.7 |
920 |
-0.95 |
57.5 |
-0.17 |
0.06 |
2.67 |
Из таблицы 4 видно, что при увеличении тарифа с 747.5 до 920 руб/пас км спрос на перевозки эластичен.
Используя формулу (1), рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок. Расчеты сведем в таблицы.
Таблица5 - Определение доходов транспортного предприятия по пригородному сообщению
С, тыс.пас |
Т, руб/пас км |
L, км |
Д, млн руб. |
57 |
207 |
20 |
235980 |
52.25 |
253 |
20 |
264385 |
45.6 |
299 |
20 |
272688 |
38 |
345 |
20 |
262200 |
23.75 |
414 |
20 |
196650 |
Выполненные расчеты показали, что при увеличении тарифов при неэластичном спросе доходы возрастали с 235980 до 272688 млн руб., а увеличение тарифа при эластичном спросе привело к снижению доходов с 272688 до 196650 млн руб.
Таблица6 - Определение доходов транспортного предприятия по пассажирскому местному сообщению
С, тыс.пас |
Т, руб/пас км |
L, км |
Д, млн руб. |
23.75 |
287.5 |
180 |
1229062.5 |
20.9 |
379.5 |
180 |
1427679 |
19 |
379.5 |
180 |
1297890 |
15.2 |
425.5 |
180 |
1164168 |
11.4 |
460 |
180 |
943920 |
Выполненные расчеты показали, что при увеличении тарифов при неэластичном спросе доходы возрастали с 1229062.5 до 1297890 млн руб., а увеличение тарифа при эластичном спросе привело к снижению доходов с 1297890 до 943920 млн руб.
Таблица7 - Определение доходов транспортного предприятия по пассажирскому дальнему сообщению
С, тыс.пас |
Т, руб/пас км |
L, км |
Д, млн руб. |
9.5 |
690 |
500 |
3277500 |
8.55 |
747.5 |
500 |
3195562.5 |
7.6 |
805 |
500 |
3059000 |
6.65 |
862.5 |
500 |
2867812.5 |
5.7 |
920 |
500 |
2622000 |
Выполненные расчеты показали, что увеличение тарифа при эластичном спросе привело к снижению доходов с 3277500 до 2622000 млн руб.
По результатам выполненных расчетов строятся графики функций С =f(T) и Д=f(T)
График показывает, что при увеличении тарифа спрос падает.
График показывает, что при увеличении тарифа спрос падает.
График показывает, что при увеличении тарифа спрос падает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.