Контейнерная транспортная система предусматривает доставку грузов в специальных емкостях, называемых контейнерами, которые представляют собой съемный кузов подвижного состава или часть его. В контейнерах грузы перевозятся без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом. Как правило, грузы загружают в контейнеры у отправителя и выгружают из контейнеров у получателя. При следовании по железной дороге и затем передаче на автотранспорт или водный транспорт и обратно контейнер перегружают, не вскрывая его. Все перегрузочные и сортировочные операции с контейнерами на складах, а также на железнодорожных станциях и пристанях всегда выполняют при помощи соответствующих средств механизации, благодаря чему этот вид организации перевозки грузов является весьма эффективным.
Контейнерная система перевозок позволяет более чем в 2 раза снизить себестоимость грузовых операций, резко сократить расходы на тару, в 4 – 5 раз повысить производительность труда, обеспечить условия для его комплексной механизации и автоматизации.
Однако контейнерная система является капиталоемкой, требующей значительных средств на производство контейнеров, специальных средств механизации для их перегрузки и перевозки. Однако капитальные вложения быстро окупаются, а приведенные расходы резко снижаются по сравнению с перевозками в крытых вагонах.
Вследствие высокой эффективности контейнерная транспортная система вышла за рамки внутригосударственной системы многих развитых стран, переросла в систему международных перевозок грузов. Вопросами нормализации таких перевозок занимается международная организация по стандартизации ИСО (ISO — International Organisation for standartisation). Эта организация предложила называть контейнером емкость для перемещения груза, у которой размеры оборудования и характеристика прочности полностью стандартизированы.
Контейнерная транспортная система основана на: единой системе планирования перевозок грузов в контейнерах и пакетами (загружаемыми в контейнер); рациональной организации контейнеропотоков и регулирования парков контейнеров и специального подвижного состава; едином экономическом и коммерческо-правовом регулировании перевозок; комплексном развитии всех технических средств (унификации и стандартизации контейнеров, пакетов грузов, подвижного состава дорог, автотранспорта, речного, морского и воздушного флота и средств погрузочно-разгрузочных работ и складских операций).
Для стандартизации контейнеров в составе ИСО имеется технический Комитет ТК-104 «Грузовые контейнеры», который подразделил контейнеры на две основные группы: общего назначения – универсальные и специального назначения – специализированные.
В универсальных контейнерах перевозятся все пакетированные и перевозимые поштучно грузы: цветные металлы в пачках, метизы, продукция химической промышленности, строительные материалы, запасные части, консервы, сушеные фрукты, кондитерские изделия, мебель, ковры, хлопчатобумажные ткани, бумага, текстильные изделия, посуда и многие другие грузы, перевозимые в крытых вагонах.
Специализированные контейнеры служат для перевозки различными видами транспорта и временного хранения одного или группы однородных по физико-химическим свойствам грузов.
Комитет разработал Стандарт ИСО-668, устанавливающий основные параметры и области применения контейнеров. В нем указываются внешние и внутренние размеры и допуски, масса брутто, максимальная масса тары контейнеров. Созданы также стандарты на технические требования и методы испытаний универсальных контейнеров, контейнеров-цистерн, складных контейнеров, средств перегрузки, транспортирования и крепления контейнеров.
Загружают грузы в контейнеры и выгружают из них на рампах крытых складов, а также с доставкой контейнеров в склад.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.