В печать попадали, в основном, сведения о процессах, завершавшихся вынесением суровых приговоров. Так, в смоленском процессе к смертной казни были приговорены четверо подсудимых, в петроградском "процессе церковников" - десять, в московском,- одиннадцать. Информация же об оправдательных приговорах, общественных порицаниях, штрафах, условных наказаниях не несла за собой большой агитационной нагрузки и завершившиеся подобными наказаниями уголовные процессы, естественно, гораздо реже освещались в периодической печати. Недостаток информации порождал большое количество слухов, публикации о суровых санкциях, налагаемых на видных священнослужителей, подкрепляли их. Внес свою лепту и царивший в стране правовой произвол: упорядочивший соответствующие общественные отношения Уголовный кодекс РСФСР вступил в силу только с 1 июня 1922 года, а до этого времени революционные трибуналы выносили приговоры, руководствуясь так называемым "революционным правосознанием". На этой почве и возник благополучно доживший до наших дней миф о многих тысячах погибших при изъятии церковных ценностей.
В настоящей статье автор хотел бы рассказать о некоторых малоизвестных, связанных с изъятием церковных ценностей, судебных процессах, прошедших в первой половине 1922 года (до вступления в силу Уголовного кодекса РСФСР). Скудная информация о некоторых из них промелькнула в свое время в газетных хроникальных колонках: место суда, число подсудимых, иногда с указанием фамилий, стереотипно-общая формулировка обвинения, вынесенный приговор. Сведений о некоторых других описываемых ниже процессах ни в периодике того времени, ни в позднейших научных изданиях автору найти не удалось.
7 февраля 1922 года Ярославский Губернский суд по уголовному отделу за сопротивление представителям власти при изъятии церковных ценностей из церкви Благовещенья в Ярославле приговорил священника А. П. Левицкого к двум годам лишения свободы, 3. Ф. Бахиновскую - к полутора годам лишения свободы, Е. И. Захарченко и А. В. Соболева - к одному году лишения свободы. К осужденным была применена амнистия: срок наказания был сокращен А. П. Левицкому до одного года, 3. Ф. Бахиновской - до девяти месяцев, Е. И. Захарченко и А. В. Соболев были из-под стражи освобождены [26].
8 февраля 1922 года Судебное отделение Уголовного отдела Ярославского Губернского суда за противодействие изъятию церковных ценностей, угрозы и оскорбления в адрес комиссии по изъятию, вынудившие комиссию прервать свою работу, приговорило Е. М. Поронкову к двум годам лишения свободы (по амнистии срок был снижен до одного года), К. В. Бабаева - к двум годам лишения свободы условно, А. И. Демидову, А. И. Волкову, Е. П. Захарову - к шести месяцам лишения свободы (к последним трем также была применена амнистия и они были освобождены в зале суда) [27].
15 марта 1922 года Владимирский Губернский Революционный Трибунал в г. Суздале Владимирской губернии рассмотрел дело по обвинению священника церкви в селе Бережки П. В. Веселовского, священника суздальской Тихвинской церкви А. И. Флоришевского, священника суздальской Смоленской церкви В. А. Цветкова, священника суздальской Лазаревской церкви В. П. Новосельского в утрате церковного имущества из церквей и вынес в отношении всех обвиняемых оправдательный приговор [28].
3 апреля 1922 года Вятский Губернский Революционный Трибунал по уголовному отделению за сокрытие церковных ценностей приговорил игумена вятского Трифонова монастыря Г. И. Черникова к трем годам лишения свободы условно (условное наказание было назначено Г. И. Черникову из-за его преклонного возраста - к описываемым событиям ему исполнилось 75 лет), иеродиакона того же монастыря Б. И. Кемеровского и рабочего А. Д. Сычугова - к трем месяцам исправительных работ [29].
10 апреля 1922 года Общеуголовным отделом Тульского Губернского Революционного Трибунала за антисоветскую агитацию и укрывательство церковных ценностей тульский священник П. И. Павлушкин приговорен к трем годам лишения свободы[30].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.