О некоторых малоизвестных судебных процессах первой половины 1922 года (к вопросу об изъятии церковных ценностей), страница 10

26 мая 1922 года выездная сессия Революционного Трибунала Белоруссии рассмотрела дело по обвинению священника Буйновичской церкви М. В. Кульчицкого, церковного старосты Б. О. Бобович, псаломщика Ф. Л. Бобович, М. М. Феоктистовой, А. Н. Терех в организации массового сопротивления при изъятии церковных ценностей. 28 апреля комиссия по изъятию ценностей приступила к работе и предложила М. Е. Кульчицкому пригласить членов церковного совета для участия в изъятии. М. В. Кульчицкий послал за членами церковного совета Б. О. Бобовича. Тот оповестил верующих, что "прибыла комиссия грабить церковь" и предложил им отобрать у него ключи от церкви: "Если комиссия и потребует, не могу дать". М. В. Кульчицкий сообщил комиссии, что инвентарной книги у него нет, а при осмотре ценностей заявил председателю комиссии: "Не притрагивайтесь к чаше, ибо придется переосвящать". Здесь раздались возгласы присутствовавших при осмотре прихожан: "Не дадим", - и первой это произнесла А. Н. Терех. М. М. Фиактистова "допускала погромные выкрики", Ф. Л. Бобович призывал прихожан держаться стойко. Из-за сопротивления верующих комиссия по изъятию церковных ценностей вынуждена была прекратить работу. Противостояние продолжалось три дня. М. В. Кульчицкий в проповедях призывал отдать ценности, объясняя верующим, что в противном случае они все равно будут изъяты при помощи вооруженной силы. Проповеди не возымели успеха, напротив - этим М. В. Кульчицкий "только восстановил воинственность граждан, оказывающих сопротивление". Далее произошло то, о чем М. В. Кульчицкий предупреждал прихожан в проповедях - церковные ценности были изъяты с участием красноармейцев.

М. В. Кульчицкий был приговорен к расстрелу, Б. О. Бобович и М. М. Фиактистова - к трем годам лишения свободы, Ф. Л. Бобович и А. Н. Терех получили по одному году, но были освобождены из-под стражи, поскольку к ним была применена первомайская амнистия [48].

18 августа 1922 года Президиумом Всероссийского ЦИК приговоренный к расстрелу некто Кульчицкий был помилован: расстрел был заменен десятью годами лишения свободы. Вероятно, речь идет об одном и том же человеке [49].

27 и 28 мая 1922 года Ярославский Губернский Революционный Трибунал рассмотрел дело по обвинению священника Кресто-Воздвиженской церкви, председателя церковного совета Д. А. Смирнова, профессора Ярославского государственного университета, священника той же церкви, члена церковно-приходского совета К. Н. Смирнова, диакона той же церкви В. П. Сменцовского, псаломщика В. А. Боголюбского в сокрытии церковных ценностей. В конце марта 1922 года Д. А. Смирнов передал не внесенную в опись икону Спасителя в золотой ризе с драгоценными камнями К. Н. Смирнову и забрал себе золотой наперсный крест с драгоценными камнями, также не внесенный в опись, утверждая, что крест завещан ему умершим священником Лавром Озеровым. Крест этот висел на иконе Боголюбокой Божьей Матери в летней церкви и был снят с нее по распоряжению Д. А. Смирнова псаломщиком В. А. Боголюбским, который не сообщил об этом факте комиссии по изъятию церковных ценностей. В апреле месяце Д. А. Смирнов и В. П. Сменцовский вынесли из церкви две серебряные водосвятные чаши и отнесли их в квартиру некоего Дубровского. Комиссии по изъятию церковных ценностей эти чаши были представлены как значащиеся в описи.

Д. А. Смирнов был приговорен к трем годам лишения свободы с применением общественных принудительных работ, К. Н. Смирнов был осужден к полутора годам лишения свободы без принудительных работ, В. П. Сменцовский получил шесть месяцев лишения свободы с применением общественных принудительных работ, В. А. Боголюбский отделался строгим выговором[50].

26-29 мая 1922 года выездная сессия Объединенного Симбирского Губернского Революционного Трибунала на правах военного трибунала рассмотрела в городе Алатыре дело граждан деревни Кольцовки и села Ждамирова Алатырского уезда и волости Симбирской губернии. На скамье подсудимых оказались пятьдесят три человека, разделенные следственной и судебной властью на пять групп: