О некоторых малоизвестных судебных процессах первой половины 1922 года (к вопросу об изъятии церковных ценностей), страница 2

Другая группа авторов в своих исследованиях оперирует совсем иными цифрами. Здесь следует отметить, что дискуссионным является не только вопрос о числе репрессированных при изъятии церковных ценностей, но и вопрос о количестве уголовных процессов, находящихся в связи с изъятиями. Вот несколько примеров. Названное Вл. Степановым (Русаком) число уголовных процессов почерпнуто им, в частности, из книги Р. Ю. Плаксина [8]. "Почти шесть десятков процессов, состоявшихся по итогам изъятия", - эту цифру приводит М. Ю. Крапивин[9]. М. С. Корзун утверждает, что к уголовной ответственности по делам, связанным с изъятием церковных ценностей, было привлечено более семисот человек[10]. А. Б. Чертков пишет, что "за сопротивление власти осуждено 589 человек, из них 44 человека приговорены к расстрелу"[11].

Так кто же прав? В известном письме В. И. Ленина членам Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 года цели кампании по изъятию церковных ценностей обозначены четко и недвусмысленно:

1) "обеспечение себе фонда в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть и в несколько миллиардов)";

2) "дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий".

Ныне почти общепризнанно, что первой из этих целей Советской власти достичь не удалось. Для достижения же второй В. И. Ленин предполагал развернуть массовый террор. "Чем большее количество представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше", - писал своим единомышленникам вождь мирового пролетариата. Политбюро ЦК РКП (б) рьяно принялось проводить в жизнь ленинские предначертания. Кампанию по изъятию церковных ценностей возглавил сам председатель Реввоенсовета Л. Д. Троцкий. И он, и другие большевистские лидеры прекрасно понимали важность пропагандистского обеспечения этой кампании. 20 марта 1922 года Политбюро ЦК РКП (б) принимает предложенную Л. Д. Троцким директиву об изъятии церковных ценностей[12], которой губернским властям предписывалось, в частности, провести неофициальную неделю агитации. В заседании 22 марта 1922 года Политбюро ЦК РКП (б) признало необходимым поставить показательный процесс по обвинению священников в расхищении церковных ценностей по любому из фактов, развернуть газетную кампанию "в бешеном тоне", дать сводку "мятежных поповских попыток в Смоленске, Питере и пр."[13]. 24 марта 1922 года Л. Д. Троцкий направил секретарю ЦК РКП (б) В. М. Молотову служебную записку с приложением секретной инструкции для печати по организации антирелигиозной газетной кампании[14]. В. М. Молотов разослал эту инструкцию московским и губернским органам печати.

Надо отдать должное организаторским способностям Советской власти: газетная кампания была развернута с блеском. Вот лишь несколько характерных газетных заголовков из многих: "Хищники - убийцы", "Защита религии или преступление"[15], "Черносотенно-церковный заговор"[16], "Дурные пастыри"[17], "Жестоковыйность духовная" [18]. В первой статье ее автор, укрывшийся за инициалами В. Д., призывал сделать церковников и старост лично ответственными за сохранность церковных ценностей: "Пусть за исчезновение ценностей они отвечают перед лицом ревтрибуналов в срочном порядке как убийцы при отягчающих вину обстоятельствах. Пусть кара будет строгая и беспощадная". На страницах газет и журналов появились многочисленные сообщения о судебных процессах, связанных с изъятием церковных ценностей. Эти сообщения и служили долгие годы основным историческим источником. Среди них можно найти как подробнейшие отчеты о судебных процессах, проходивших, например, в Смоленске[19], в Петрограде[20], в Москве[21], так и краткие информационные строчки с сухим сообщением о вынесенных приговорах (например, в Туле[22], в Кролевце Черниговской губернии[23], в Тамбове[24]). Достаточно подробный обзор газетных публикаций о судебных процессах, сопровождавших кампанию по изъятию церковных ценностей, заинтересованный читатель сможет найти на страницах известной книги А. А. Валентинова [25].