Итак, перед нами 26 связанных с изъятием церковных ценностей уголовных процессов, прошедших в первой половине 1922 года. Двадцать шесть уголовных процессов. 194 подсудимых: 40 священно- и церковнослужителей, 154 мирянина. Четырнадцать приговоренных к расстрелу (одному из них смертная казнь была заменена пятью годами лишения свободы). Десять осужденных к пяти годам лишения свободы, пятеро - к четырем, пятнадцать- к трем, шестнадцать - к двум, шестеро - к полутора, четырнадцать - к одному. Восемнадцать подсудимых получили по шесть месяцев лишения свободы каждый. Сорок два человека приговорены к разным срокам лишения свободы условно. Восемь человек осуждены к исправительным (принудительным) работам без лишения свободы. Двенадцать человек приговорены к иным не связанным с лишением свободы наказаниями (штрафу, общественному порицанию, признанию по суду опороченным). Тридцать четыре человека оправданы в инкриминируемых им деяниях. Следует также отметить, что уже в первой инстанции некоторым осужденным первоначально назначенное наказание было заменено на менее тяжкое, а к некоторым была применена амнистия.
Иные изученные автором архивные материалы, не нашедшие своего отражения в настоящей статье, рисуют схожую статистическую картину произошедшего при изъятии церковных ценностей и позволяют утверждать, что приведенный в настоящей статье далеко не полный обзор уголовных процессов все-таки достаточно репрезентативен. Конечно, следует признать, что имеющаяся на сегодняшний день информация не является исчерпывающей. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить, что авторы, ограничивающие количество приговоренных к смертной казни несколькими десятками человек, много более близки к истине, нежели исчисляющие жертвы несколькими тысячами. Для окончательного разрешения этого вопроса необходимы дальнейшие кропотливые архивные изыскания. Необходимо определить не только точное количество возбужденных при изъятии церковных ценностей уголовных дел и число осужденных по ним лиц, но и назвать поименно всех, кто был привлечен к суду, оправдан или осужден, установить их дальнейшую судьбу, в частности, в местах отбытия наказания. Это не только вопрос научной добросовестности, не только долг всякого чуждого политики ученого. Это прежде всего долг православного христианина перед памятью тех, кого поносили, гнали и всячески неправедно злословили в далекие двадцатые.
1. Известия ВЦИК. № 46, 26.02.1922 г.; СУ РСФСР, 1922, № 19, ст. 217.
2. См. письмо В. И. Ленина членам Политбюро ЦК РКПб) от 19.03.1922г. //Наш современник, 1990, № 4. с.с. 167-169; Известия ЦК КПСС, № 4, с.с. 190-195.
3. Плаксин Р Ю. Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг. М., 1968, с. 132.
*."Без гнева и пристрастия".
4. Рар Г. Плененная церковь. Франкфурт-на-Майне, 1954, с. 11.
5. См., напр., Польский М. Новые мученики российские. Т. I. Джорданвиль, 1949, с. 214; Поспеловс- кий Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995, с. 106.
6. Степанов В. (Русак). Свидетельство обвинения. Т. 1. М., 1993, с. 136.
7. Степанов В. (Русак). Свидетельство обвинения. Т. 1. М., 1993, с.с. 225, 135, 136.
8.Плаксин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Л., 1987, с. 185.
9. Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917- 1941 г.г.). Волгоград. 1993, с. 29.
10. Корзун М. С. Русская православная церковь 1917-1945 годы. Минск, 1987, с. 40.
11. Чертков А. Б. Крах. М., 1968, с. 106.
12. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917- 1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996, с.с. 85-87, 93-96.
13.Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917- 1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996,с.с. 96, 97.
14.Источник, 1995, № 3, с. 115.
15.Правда, № 75, 02.04.1922.
16.Правда, № 76, 04.04.1922.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.