Этот мессианский идеализм пронизывает все произведения Данте, а самое раннее и самое ясное свое выражение он находит в четвертом трактате Convivio. В нем автор провозглашает высокую миссию римского народа, которая покоится не на силе или завоевании, но на Божьем призвании и избрании. «Поскольку, пишет он, никогда не было и не будет природы более сладостной в исполнении власти, более стойкой в ее сохранении, ни более деликатной в ее достижении, чем природа народа латинян (как в этом можно убедиться), особенно же этого святого народа, которому была влита благородная кровь троянцев – Бог избрал этот народ для задач такого рода. (…) Если же обратим большее внимание на зрелую молодость этого народа, когда благодаря Бруту, первому консулу, освободился он от власти царской, и даже на время Цезаря, первого верховного князя, мы увидим, что он рос не благодаря человеческим, но Божественным гражданам, вдохновленным не человеческой, но Божественной любовью. Это же возможно было задумано Богом с такой великой благосклонностью Небес единственно для особой цели. (…) Поэтому уже нет необходимости вопрошать, чтобы убедиться, что особое рождение и прогресс, порожденный и управляемый Богом относился к этому святому городу. И действительно я очень убежден, что камни в его стенах достойны почитания, а земля, на которой он стоит, достойна того в большей мере, чем человек может это выразить и почувствовать».
Это возвышение государства вместе с идеализацией древнего Рима и сильным латинским патриотизмом является почти единственным примером в средневековой литературе. Оно более чуждо главной традиции средневековой мысли, чем тоталитарный теократизм мысли Идизия Римлянина и его последователей, хотя в своих философских установках более зависимо от томизма. И хотя этот факт не имел непосредственного влияния на главное течение средневековой мысли, то, однако, с исторической точки зрения он очень важен, поскольку олицетворяет в едином синтезе различные течения средневековой мысли и западной культуры. Ибо, с одной стороны, он восходит к средневековым идеалу вселенского сообщества, а также к традициям Карла Великого и Священной Римской империи, а, с другой, выходит в направление Ренессанса, к национальной монархии и к новой гуманистической культуре. С поверхностной точки зрения тезис Данте может казаться несколько отличающимся от старого теократического империализма. В DeMonarchia Данте мы находим много мыслей напоминающих апологию империи Иордана из Оснабрюка, даже его заключительный и окончательный вывод, «что, так как Церковь римская является Церковью Божьей, так и Империя Римская является Царством Божьим». Однако же, если мы посмотрим глубже, то увидим, что у Данте меняется весь характер императорской теории, с одной стороны в опоре на доктрине св. Фомы о естественном праве и на аристотелевской теории общества, и на новом политическом самосознании и светской культуре итальянского города-государства, с другой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.