Особое внимание следует уделить характеристике тех источников, которые впервые вводятся в научный оборот.
Нередко проблематика дипломных работ предполагает обращение молодых исследователей к оригинальным текстам древнехристианских писателей. Во многих случаях без этого просто нельзя претендовать на адекватное освящение затронутых проблем, ведь громадные пласты древнехристианской письменности остаются не переведёнными на русский язык. Впрочем, и уже переведённые на русский язык богословские и исторические трактаты часто нуждаются в уточнении и сверке с оригинальным текстом. Часто бывает так, что без филологических изысканий и терминологических уточнений ряд тех или иных суждений молодого исследователя остаются лишь голословными предположениями. В силу всего сказанного, студенту надлежит знать основные сборники, содержащие оригинальные тексты христианских писателей. Некоторую предварительную информацию по этому вопросу см. в разделе «Источниковедческие изыскания».
В ходе научно-исследовательской работы студент знакомится с основными научными изысканиями по данной теме, предпринятыми другими исследователями. Собственно, анализ этих изысканий и является задачей следующего раздела вводной части, который можно обозначить, как Историографический очерк. Автору дипломного исследования надлежит стремиться к предельно полному охвату литературы по исследуемой проблеме и отдельным её вопросам; т. е. он должен знать основные монографии, статьи, обзорные работы, рецензии, так или иначе имеющие отношение к проблематике его исследования; знать основных исследователей, которые интенсивно работают по данной тематике. Ведь только владея этой информацией и будучи уверенным, что предполагаемые результаты изысканий не были получены ранее другими авторами, представляется возможным судить об актуальности поставленной задачи.
Сопоставляя взгляды и суждения различных авторов, писавших по исследуемой проблеме, необходимо:
+ выяснить степень новизны суждений и выводов, имеющих место в анализируемых исследованиях;
+ отметить источники, которые использовались, а так же были упущены теми или иными исследователями;
+ стремиться к уяснению авторских концепций и тенденций, которые обусловили те или иные результаты их изысканий;
+ указать основные противоречия, имевшие место в анализируемых трудах;
+ выявить дискуссии, имевшие место в научном мире по данным вопросам;
+ обратить внимание на нерешенные вопросы.
При изложении соответствующего анализа литературы обычно руководствуются хронологическим принципом. Целесообразно завершать обзор литературы небольшим обобщением приведенных данных, в которых была бы кратко сформулирована степень изученности вопроса, намечены приоритетные направления дальнейших исследований.
Предварительные сведения о поиске информации по тем или иным богословским проблемам см. в разделе «Библиографические изыскания».
+ + +
Следует отметить, что при оформлении дипломной работы отнюдь не всегда следует придерживаться именно такой очерёдности расположения подразделов Вводной части, как было указано выше. Например, вполне целесообразным было бы разместить Историографический очерк не в конце Введения, но сразу после постановки и актуализации цели дипломного исследования. И уже после соответствующего библиографического обзора вполне логичным являлся бы переход к формулировки конкретных задач исследования.
Основная часть работы включает разделы и (или) главы, подразделяемые на параграфы, раскрывающие содержание исследования. Обязательной для дипломной работы является логическая связь между её структурными элементами и последовательное развитие основной идеи темы. Как уже было отмечено, проблематика глав соотносится с теми задачами, которые формулируются в Вводной части; нередко само название глав буквально повторяет формулировки поставленных задач. Соответственно, те промежуточные выводы, которыми должна заканчиваться каждая глава, содержат ответ на поставленные вопросы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.