Излагая материал, необходимо свои собственные мнения и оценки четко разграничивать от мыслей древних писателей или концепций современных исследователей. Цитирование может быть прямым (дословная цитата) и непрямым (собственное изложение мыслей автора или аллюзия). Прямое цитирование применяют в тех случаях, когда важно предельно точно донести мысль автора. В случае прямого цитирования следует быть чрезвычайно точным, следить за тем, что бы были сохранены все выделения, сделанные цитируемым автором. В случае пропуска части текста внутри цитаты, а также тогда, когда предложение цитируется не с начала и не до конца, нужно ставить многоточие. Цитаты не должны быть очень объёмными. Текст прямой цитаты заключают в кавычки. В случае непрямого цитирования следует предельно точно излагать мысли автора, не допуская искажений. Каждая цитата (прямая и непрямая) должна сопровождаться ссылкой на источник информации.
Формально-логический способ изложения материала находит своё выражение в стиле письменной научной работы. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Это, своего рода, – аскеза на лирику. Такая, казалось бы, безличная сухость не самоценна, как не самоценна и аскеза. Исследователю надлежит избегать всяческих лирических отступлений и вкроплений. Изложение при этом обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Негласным правилом научного жанра стало то, что автор работы, излагая материал, выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы». Этот приём, подобно древней традиции псевдоэпиграфов, несколько ослабляет субъективизм повествования. В своё время, надписание имени св. Дионисия Ареопагита придало общецерковный статус соответствующему сборнику писаний. Так и в работах научно-исследовательского жанра выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И в этом вряд ли следует усматривать условность (или, даже, лукавство); ведь всякое творчество, в истоках своих, коллективно. В признании этого стоит некоторая степень уважения в адрес своих наставников, начиная от воспитателей и учителей средней школы.
Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению». В то же время, нагнетание в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому авторы научных работ иногда прибегают к конструкциям, исключающим употребление и этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, «Вначале следует уяснить мотивы соответствующих решений...» или «Можно предположить…»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, «Выдвинуто предположение, позволяющее по-новому взглянуть...», «Выше было отмечено…»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст дипломной работы личные местоимения. Использование подобных синтаксических конструкций позволяет сконцентрировать внимание читателя только на самом содержании, а не на субъекте.
Совершенно ясно, что изначальные установки и требования научного жанра по сути не оставляют простора для ассоциативного мышления. Эмоциональные языковые элементы в научных работах не играют особой роли. Вообще то, при написании дипломных работ встречаются две крайности: публицистический стиль или же искусственное наукообразие. Следует избегать и первого, и второго. Не нужно преднамеренно усложнять текст, желая придать ему видимость научности. И, напротив, не следует популяризировать языково-стилистическое оформление текста научных работ.
Результаты научно-исследовательской работы оформляют в виде дипломной работы, которая содержит следующие структурные части:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.