Методические указания к написанию дипломной работы по богословию, страница 2

До защиты работа рецензируется преподавателями кафедры; оценивается же по результатам защиты (см.: «Защита дипломной работы»).


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ

2.1. О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ВВЕДЕНИЯ

Постановка цели и задач

В Вводной части дипломной работы на основании данных литературы и (или) реалий нынешнего дня следует, прежде всего, аргументировать теоретическую и практическую значимость выбранной темы, перспективы, которые открывает её изучение.

Обосновав же, таким образом, её актуальность, надлежит с достаточной чёткостью и ясностью сформулировать цель проводимого исследования. При этом следует избегать, как излишне масштабных, так и слишком узких формулировок.

Затем студент должен определить и конкретизировать тот круг более узких и частных вопросов и задач, которые он выносит в пределы исследования. Задачи работы должны точно соответствовать цели и предполагать её раскрытие.

Как правило, решению каждой из поставленных задач или рассмотрению проблем, связанных с поставленной задачей, посвящается отдельная глава или, по крайней мере, параграф главы в Основной части исследования. Соответственно, и в заключительной части, делая выводы, студент должен сформулировать ответы, исходя из проблематики, намеченной при постановке задач. Всё это следует учитывать изначально, дабы не быть голословным, но ставить и формулировать реальные проблемы и задачи.

Не редко, в ходе исследования студент осознаёт более актуальные грани поднятого вопроса. Естественно и то, что сам он начинает глубже и более цельно осознавать и чувствовать весь круг затронутых проблем. Поэтому и бывает целесообразно подправить соответствующие подразделы Вводной части исследования уже после выполнения Основной части работы.

Метод исследования

1. Студент должен уметь обосновать выбор методов и подходов для своего исследования, а так же разумно их применить. Некоторые принципы и подходы в работе с материалом могут красной нитью проходить через всё исследование, представляя собой своего рода его интуиции. Иные же методы могут служить решению проблем более узких, относящихся к сфере конкретных задач и вопросов. И, подобно тому, как проблематика дипломных исследований бывает достаточно разветвлённой, так и методы, к которым прибегает студент, могут варьироваться в разных главах дипломного исследования. Системность в анализе материала и состоит в привлечении различных методов.

2. В самом общем смысле всё разнообразие именно научных методов можно рассматривать как проявление или аналитического (логического), или же причинно-следственного типа мышления. Следует упомянуть и ассоциативное мышление, но его вряд ли можно назвать научным. Осознавая разнообразие методов, которые имеют место в научных исследованиях, а так же предполагая, что и сам студент может выработать свои методы, тем не менее, следует говорить о некоторых наиболее распространённых подходах и принципах анализа исходного материала.

К сфере аналитического анализа относятся, например, абстрагирование, синтез, восхождение от частного к общему (т.е. индукция) и, напротив, проецирование общего на частный случай (т. е. дедукция), движении от абстрактного к конкретному и т.д.

Часто, представляется необходимым учитывать причинно-следственные связи тех или иных исследуемых явлений. Например, принцип историзма представляет собой реализацию причинно-следственного мышления в области гуманитарных знаний. Не только историки, но, например, и богословы руководствуются этим принципом, когда рассматривают истоки учения того или иного отца или учителя Церкви или же целой традиции.[1] Действительно, сама логика той или иной исследуемой богословской концепции или традиции может быть лучше уяснена, если мы попытаемся выявить возможные богословские влияния, а так же совокупность исторических, социальных, экономических, политических, культурных факторов, в той или иной степени повлиявших на формирование и концептуализацию учения на определённом историческом этапе и в конкретных условиях. Впрочем, и в рамках самого исторического подхода исследуемая проблема может преломляться под разным углом. И, в этом смысле, мы говорим о историко-системном, историко-сравнительном, историко-генетическом, историко-типологическом методах исследования (Например, см.: Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003).