Сборочные чертежи выполняют по ГОСТ 2.109 ЕСКД и СТО [12]. Сборочный чертёж содержит изображение сборочной единицы и данные, необходимые для её сборки (изготовления) и контроля. Сборочный чертёж редуктора является первым листом курсового проекта, выполняемый студентом. На сборочном чертеже, как и на всех чертежах, проставляют габаритные размеры по трём координатным осям (между выступающими частями деталей) и присоединительные размеры.
Присоединительными являются размеры хвостовиков валов (длина выступающей части), диаметры валов, размеры шпоночных и шлицевых соединений с предельными отклонениями, диаметры фундаментных болтов с расстояниями между их осями, высота центров (расстояние от нижнего фланца корпуса до плоскости разъёма).
Сборочный чертёж редуктора выполняют в трёх проекциях. Необходимое количество разрезов должно давать полное представление об изображаемой конструкции. План (вид сверху) показывают со снятой крышкой и вывинченными винтами (снятыми болтами). Разрез выполняют плоскостью, совпадающей с плоскостью разъёма при его наличии, либо по осям валов параллельно координатным осям. Винты крепления накладных крышек подшипников условно совмещают с секущей плоскостью и местный разрез выполняют только для одного винта определенного размера, а для остальных винтов показывают осевые линии.
На фронтальной проекции делают ряд местных разрезов по болтовым и штифтовым соединениям: крышки люка, стяжных и фундаментных болтов, пробки маслосливного отверстия, конических штифтов, а также маслоуказателя и др. Под головки винтов и гайки для предотвращения самоотвинчивания ставят пружинные шайбы (гровера).
Под крышку люка ставят картонную прокладку толщиной 1...2 мм, а под пробку – паронитовую или алюминиевую с диаметром, равным диаметру буртика пробки, толщиной 2...4 мм. В плоскости разъёма прокладки ставить запрещено, так как при этом нарушается посадка подшипников в корпус. Для герметизации места разъёма смазывают пастой «Герметик», жидким стеклом либо шеллаком.
При конструировании корпуса редуктора необходимо помнить, что он является резервуаром для масла, смазывающего колёса и подшипники, и с этим связан ряд особенностей конструкции.
1)Днище корпуса должно располагаться относительно колёс таким образом, чтобы зубья не взбалтывали загрязнённое масло с частицами металла во избежание попадания такого масла в зацепление. Зазор между венцом и днищем должен быть не менее 3d, где d - толщина стенки корпуса. Так как зазор между крышкой корпуса и венцом колеса составляет приблизительно d, то корпус всегда выше крышки.
2)Масло, заливаемое в корпус, должно иметь объём не менее установленной нормы – 0,4...0,8 л/кВт (максимальное значение – для червячных редукторов).
3)Для полного слива масла дно корпуса выполняют с уклоном 1/100... 1/200 в сторону сливного отверстия.
4)Сливное отверстие должно быть достаточно большого диаметра и ниже уровня днища.
Кинематическую вязкость масла n (в мм2/с) определяют с учетом рабочего контактного напряжения sH (в МПа) и окружной скорости u (в м/с). По вязкости масла выбирают марку масла [11].
Сборочные чертежи редукторов допускается выполнять с упрощениями.
1. Галтели и большинство фасок можно не показывать (за исключением фасок на концах валов и венцов зубчатых колёс).
2. Не показывают зазоры между стержнем болта (винта) и отверстием, сквозной крышкой подшипника и валом и т.п.
3. Подшипники качения допускается показывать упрощёнными изображениями по ГОСТ 2.420 либо по ГОСТ 2.109 (см. примеры на рис. 2…7).
4. В сварных конструкциях допускается не показывать стыки между элементами, а штриховку в разрезах показывать одного направления.
В то же время мелкие элементы, играющие важную роль в конструкции (регулировочные прокладки малой толщины, зубья мелкомодульных колёс и т.п.) допускается показывать с отклонением от масштаба изображения в сторону увеличения. Аналогично малые уклоны могут быть показаны увеличенными.
На сборочном чертеже редуктора показывают следующие основные размеры (кроме габаритных).
1)Сопряжённые размеры с указанием буквенно-цифрового обозначения предельных отклонений (соединения: вал-ступица, подшипниковые, шлицевые); шпоночные посадки показывают на отдельно изображенном разрезе соединения.
2)Межосевые расстояния.
3)Высоту центров (корпуса редуктора).
4)Расстояния между центрами фундаментных болтов с привязкой к базе.
5)Характеристику зацепления, которую выполняют на свободном поле чертежа; она включает: модуль m, числа зубьев z, угол наклона β или коэффициент смещения x, ширину венцов колёс b, степень точности каждой ступени. Она может быть совмещена с технической характеристикой и выполнена в виде таблицы. На свободном поле чертежа также размещают техническую характеристику и технические требования.
6)Техническую характеристику, в которую включают максимальные параметры редуктора: мощность на быстроходном валу Рбх,кВт, частоту вращения входного вала nбх, об/мин, вращающий момент на выходном валу Ттх, Н×м, общее передаточное число редуктора uр, объём масляной ванны в дм3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.