Назначение марки масла зависит от рекомендуемой вязкости масла, которая зависит от окружной скорости и контактного напряжения. По кинематической вязкости назначают марку масла [11]. В двухступенчатых редукторах принимают среднюю вязкость из выбранных для первой и второй ступени. Так, например, для быстроходной ступени при окружной скорости u = 6,5 м/с и рабочем контактном напряжении σН = 880 МПа рекомендуется n = 40 мм2/с [11]. Для тихоходной ступени при окружной скорости u = 2,5 м/с и рабочем контактном напряжении σН = 490 МПа рекомендуется n = 28 мм2/с. Среднее значение n = 34 мм2/с. Следует принять индустриальное масло И-30А с n = (28...33) мм2/с [11].
Для заливки масла в крышке корпуса необходимо предусмотреть отверстие максимально возможных размеров. Под крышку ставят картонную прокладку. Для предотвращения утечки масла через уплотнения и разъёмы при повышении температуры и давления в крышки ввинчивают отдушины. Сливные отверстия должны иметь нижнюю кромку ниже дна масляной ванны. Их закрывают пробками. Предпочтительно использование пробок с конической резьбой, которая не требует уплотнительных прокладок. Под пробки с цилиндрической резьбой ставят маслостойкие латунные или паронитовые прокладки. Размеры отдушин и пробок приведены в [11].
Контроль уровня масла осуществляют маслоуказателями. Одна из основных конструкций - жезловый маслоуказатель (щуп). Его вставляют или ввинчивают в отверстие с вертикальной или наклонной осью. На щупе ставят две риски, соответствующие верхнему и нижнему уровню масла. Расположение наклонного прилива на корпусе редуктора усложняет конструкцию. Предпочтительно использовать щуп в собственном корпусе [8]. Его фланец крепят болтами к платику корпуса.
В редукторах также используют две контрольные пробки с цилиндрической или конической резьбой. При этом верхняя пробка предназначена для контроля верхнего уровня, через отверстие которой сливается избыточное масло. Если при отвинчивании нижней пробки масло не вытекает, то его добавляют через люк при отвинченной верхней пробке. В такой конструкции также используют третью пробку бóльших размеров - маслосливного отверстия.
12.2. Смазка подшипников
Подшипники смазывают двумя способами: картерным маслом и пластичной смазкой. При окружной скорости зубчатых колёс u ≥ 3 м/с смазка осуществляется разбрызгиванием, масляным туманом и маслом, стекающим со стенок редуктора и попадающим в подшипники. Жидкая смазка обладает высокой стабильностью, малым сопротивлением вращению, способностью отводить тепло и очищать подшипник от продуктов износа.
При окружной скорости u < 3 м/с рекомендуется использовать пластичные смазки: солидол, ЦИАТИМ и др. В этом случае подшипниковый узел изолируют от картерного масла мазеудерживающими кольцами (рис. 8, 9), а для периодического обновления смазки следует предусмотреть в корпусе редуктора отверстия для пресс-масленок, закрываемые в нерабочем состоянии штуцерами. Пластичные смазки упрощают эксплуатацию и лучше защищают от коррозии.
12.3. Уплотнения подшипниковых узлов.
Уплотнения должны предотвращать утечку смазки наружу редуктора и попадания посторонних веществ (пыли, влаги, паров) из окружающей среды. Уплотнения выполняют двух типов: контактные и бесконтактные. Полной герметичности узла не обеспечивает ни одно уплотнение. Единственное устройство для достижения этой цели – волновая передача специальной конструкции [6]. Контактные уплотнения применяют при необходимости максимальной герметичности узла. К таким относятся наиболее распространённые войлочные (сальниковые) и манжетные уплотнения.
Войлочные уплотнения наиболее надёжны при пластичной смазке. Войлочное кольцо имеет прямоугольное сечение, в то время как канавка в подшипниковой крышке – трапецеидальная (прил. В). Перед постановкой в канавку кольцо выдерживают в горячем масле (сале).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.