1. ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ
1.1. Выбор типа подшипников
Подшипниковые узлы комплектуются из деталей высокой точности изготовления и монтажа, которые требуют строгого выполнения правил эксплуатации. Первым ответственным шагом конструктора является назначение типа подшипника, пользуясь разнообразными исходными данными и предварительно принятыми конструктивными решениями.
На выбор типа влияют:
1) величина и направление нагрузок (радиальные Fr1и Fr2и осевая Fa);
2) диаметр шейки вала d, мм, совпадающий с диаметром отверстия внутреннего кольца подшипника;
3) частота вращения одного из колец подшипника п в об/мин; для подшипников сателлитов планетарных редукторов – относительная частота вращения;
4) сведения о наличии или отсутствии вращения наружного кольца подшипника, влияющие на выбор кинематического коэффициента V;
5) необходимый ресурс Lhв часах;
6) характер нагрузки (спокойная, умеренные толчки и др.), учитываемый коэффициентом режима нагрузки Кб;
7) температура окружающей среды;
8) особые требования к подшипнику, предъявляемые конструкцией узла машины или механизма и условиями его эксплуатации (самоустанавливаемость для компенсации перекосов вала или корпуса, плавающие валы или опоры, повышение жёсткости и точности вращения, класс точности подшипника и т.п.).
Несущая способность подшипника, выражаемая динамической С и статической С0 грузоподъёмностью, зависит от следующих факторов:
1) формы тел качения (роликоподшипники имеют бóльшую площадку контакта и соответственно большую грузоподъёмность);
2) числа тел качения, размещаемых между кольцами; так, радиально-упорные шарикоподшипники, имеющие низкий бурт на наружном кольце, позволяют размещать большее число шариков, чем радиальные шарикоподшипники;
3) числа рядов; два ряда и более могут нести, естественно, большую нагрузку;
4) ширины подшипника В, наружного диаметра D, диаметра тел качения dwпри неизменном внутреннем диаметре d; с ростом номера серии они увеличиваются и повышают грузоподъёмность;
5) точности изготовления подшипника; с повышением точности уменьшается разница в диаметрах тел качения и распределение нагрузки по ним приближается к теоретической; при отсутствии особых требований принимают класс точности 0 (нормальный) по ГОСТ 520.
Условные обозначения подшипников качения содержат информацию о внутреннем диаметре подшипника d, его серии, типе, конструктивных особенностях и классе точности. Все перечисленные параметры обозначаются цифрами. В общем обозначении:
цифры, отсчитываемые справа, обозначают:
1-я и 2-я, помноженные на 5 , дают d;
3-я и 7-я (чаще только 3-я) – серию подшипника; например, 2 – легкая серия, 3 – средняя и т.д.,
4-я – тип подшипника;
5-я и 6-я – конструктивные особенности;
8-я – класс точности, который указывают перед обозначением через черточку: 0 – нормальный класс, 6 – повышенный, 5 – высокий и т.д.; нули, стоящие в обозначении слева, в том числе класс точности, опускают.
Тип подшипника зашифрован цифрой:
тип 0000 -шарикоподшипник радиальный однорядный; вобозначении подшипника 180208 на четвёртом месте справа 0 соответствует радиальному шарикоподшипнику легкой серии (2) с внутренним диаметром d = 40 мм (последние две цифры 08 × 5) с двумя защитными шайбами (8) и двусторонним уплотнением (1); класс точности – нормальный (0 слева опущен);
тип 1000 - шариковый радиальный двухрядный сферический подшипник;
тип 2000 - роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами;
тип 3000 - роликоподшипник радиальный сферический двухрядный; тип 4000 - роликоподшипник игольчатый;
тип 5000 - роликоподшипник с витыми роликами;
тип 6000 - шарикоподшипник радиально-упорный;
тип 7000 - конический роликоподшипник;
тип 8000 - упорный шарикоподшипник;
тип 9000 - упорный роликоподшипник.
В общем случае без обоснований можно принимать шарикоподшипник радиальный однорядный типа 0000, выпускаемый как изделие массового производства и наиболее дешёвый. Такие подшипники следует принимать для цилиндрических редукторов и в конструкциях с небольшими осевыми нагрузками. Относительные характеристики подшипников наиболее распространённых типов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика подшипников качения
Тип подшипника |
Обозначение |
Изображение на схемах |
Относительная радиальная грузоподъёмность |
Относительная быстроходность |
Относительная стоимость |
Шарикоподшипник радиальный однорядный |
0000 |
Рис. 1, а, д, е |
1 |
1 |
1 |
Роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами |
2000 |
Рис. 1, б |
1,5 |
1 |
1,2 |
Шарикоподшипник радиально-упорный с углом контакта a = 26° |
46000 |
Рис. 1, г |
1,2 |
1 |
1,8 |
Роликоподшипник радиально-упорный (конический) однорядный |
7000 |
Рис. 1, в, д |
2 |
0,7 |
3 |
Шарикоподшипник упорный однорядный |
8000 |
Рис. 1, е |
- |
0,3 |
1,1 |
1.1. Выбор схемы расположения подшипников
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.