Подшипники качения, страница 9

Внутренний диаметр стакана Dв (рис. 12, элемент А на рис. 9 и элемент В на рис. 8) равен наружному диаметру подшипника D. Наружный диаметр стакана

Dн = Dв + 2 Δ.                                                        (11)

Рис. 12. Элементы стакана

Диаметр фланца принимают по диаметру винта:

Dф = Dн + 4,5d.                                                  (12)

При этом диаметр расположения осей винтов

Dо = Dн + 2,5d,                                                  (13)

где d– диаметр винта; принимать по табл. 5.

Таблица 5

Винты подшипниковых крышек

Диаметр подшипника D, мм

40…62

65…75

80…95

100…145

Диаметр винта

d, мм

М6

М8

М8

М10

Число винтов

4

6

Толщину фланца стакана принимают Δ1 = Δ. При отсутствии фланцев проектируют бурт высотой Δ2 = 0,5 Δ. Высоту внутреннего бурта t принимают при условии обеспечения диаметра Damax (Прил. А). Его толщина Δ3 = Δ.

Крышки подшипников изготовляют из чугуна марки СЧ15. По способу их крепления к корпусу различают накладные крышки и врезные. Накладные крышки (рис. 13) вместе с головками винтов выступают за пределы корпуса. Их используют, в основном, в единичном производстве при сварных конструкциях корпусов. Размеры фланца принимают по соотношениям (12) и (13) и по другим рекомендациям для стаканов. При наличии стакана размер фланца крышки увеличивают на две толщины стакана:

Dф = D + 4,5d+ 2 Δ.                                               (14)

Минимальную толщину диска крышки Δ4 принимают по табл. 4. При постановке уплотнений толщину сквозной крышки увеличивают. Длину цилиндрической части крышки назначают конструктивно, с учётом толщины стенки и ширины фланца корпуса. Толщина её стенки Δ5 = Δ. Накладные крышки могут быть также приняты стандартными: по ГОСТ 18511- глухие крышки, по ГОСТ 18512 – сквозные с посадочным местом под манжету, ГОСТ 11641 – с канавкой под сальниковое кольцо (прил. Б). При использовании крышек стандартной длины может потребоваться дополнительная деталь в виде дистанционного кольца.

Крышки подшипников крепят к корпусным деталям винтами с шестигранной головкой или с цилиндрической головкой впотай. Диаметры и число винтов приведены в табл. 4. Глубину завинчивания винта в корпус принимают: в стальной корпус h = (0,8…0,9)d ; в чугунный корпус h = (1,3…1,4)d. Винты предохраняют от самоотвинчивания постановкой под торцы головок пружинных шайб (гроверов) по ГОСТ 6402 [9, с. 275] либо другими мерами.

Врезные крышки (рис. 14, элемент Г на рис. 3) вместо винтов удерживаются кольцевидными выступами, для которых в корпусе проточены канавки. Такие крышки обычно располагают заподлицо с наружной стенкой корпуса. Их применяют в стандартных редукторах серийного производства. Фланец в такой конструкции отсутствует. Толщину диска Δ4 и дистанционного кольца Δ5 принимают равными Δ. Бурт крышки в редукторе входит в паз корпуса. Ширина паза Δ1 = (1,1…1,3)Δ. Высота бурта  Δ2 = (0,6…0,7)Δ. Длину крышки s назначают конструктивно, но не менее 2Δ1. Для обеспечения точности подшипниковых узлов вводят компенсирующее кольцо. Оно может использоваться для регулировки подшипников путём подшлифовки его торцов. Размеры одноимённых элементов накладных крышек (Прил. Б) могут быть использованы для врезных крышек.

Мазеудерживающие кольца (рис. 8) ставят для изоляции подшипникового узла, заполненного пластической смазкой, от разжижения картерным маслом. Они состоят из ступицы и диска с венцом. Их располагают на шейке с упором в колесо или заплечик вала. Кольцо имеет 2…4 канавки треугольного сечения (элемент щелевого уплотнения), заполняемые  пластической смазкой, с толщиной диска кольца 6…9 мм. Зазор между венцом кольца и расточкой корпуса 0,1…0,3 мм.

Толщину ступицы кольца принимают из условия надёжного упора,  обычно не менее толщины кольца подшипника. Расстояние между диском и наружным кольцом подшипника принимают D1 = 0,5δ, где δ – толщина стенки корпуса редуктора. Осевой зазор между диском и ступицей колеса для возможности размещения лапок съёмника принимают равным a = 0,5В, где В – ширина подшипника. Кольцо устанавливают так, чтобы торец диска выходил за стенку корпуса на 1…2 мм.