Подшипники качения, страница 5

Пример 4. Подобрать радиально-упорные шарикоподшипники червячного колеса по схеме рис. 1, г (врастяжку). Исходные данные: Fr1 = 3,2 кН, Fr2 = 1,8 кН, Fa= 2,6 кН, d= 55 мм, п = 180 об/мин, Lh = 6300 ч. Класс нагрузки Н 0,8.

     Решение. Подшипники рассчитаны методом пробного подбора.

1)   Приняты шарикоподшипники 36211 с углом контакта a = 12° и параметрами d´ D´ В = 55 ´ 100 ´ 21; С = 58,4 кН; С0 = = 34,2 кH (прил. А).

2)   По отношению Fa/C0 = 2,6/34,2 = 0,076 методом линейной интерпретации найдено е = 0,4 [13].

3)  Осевую нагрузку при данном расположении воспринимает опора 2. Осевые составляющие:

S1 = eFr1= 0,4×3,2 = 1,28 кН;  S2 = 0,4×1,8 = 0,72 кН.

4) Результирующие осевые нагрузки [13]:

Fa2 = Fa + S1 = 2,6 + 1,28 = 3,88 кН; Fa1 = S1 =1,28 кН.

8)   Отношение Fa1/Fr1 = 1,28/3,2 = 0,4 = е, поэтому Х1 = 1; Y1 = 0 [13]; для опоры 2 Fa2/Fr2 = 3,88/1,8 = 2,16 > е; Х2 = 0,45 и по линейной интерполяции Y2= 1,37 [13].

9)   Приведенные нагрузки при V = 1, Кб = 1,4 и Кт = 1:

Р1 = Frl ×Kб = 3,2×1,4 = 4,48 кН;

Р2 = (X2VFr2 + Y2Fa2)Kб = (0,45×1,8 + 1,37×3,88)× 1,4 = 8,58 кН.

Расчётным является подшипник 2.

7) Эквивалентная нагрузка Рэ = 0,8·Р2 =0,8·8,58 =  6,86 кН.

8) Потребная динамическая грузоподъёмность:

.

      Вывод. Условие (7) выполнено. Для обеих опор приняты подшипники 36211.

9) Ресурс выбранного подшипника в наиболее нагруженной опоре составляет:

Пример 5. Подобрать подшипники вала червяка по схеме рис. 1, д. Исходные данные: Fr1= 2 кН; Fr2= 4 кН, Fа= 2,5 кН, d= 45 мм, п = 250 об/мин, Lh= 8000 ч, класс нагрузки Н 0,8.

    Решение. Подшипники рассчитаны прямым подбором.

1) Однорядный шарикоподшипник 1 – плавающий; он, воспринимает только радиальную нагрузку. Эквивалентная нагрузка при V = 1, Кб = 1,4 и Кт = 1 [13]:

кН.

Динамическая грузоподъёмность:

.

Принят подшипник особо лёгкой серии 109 со следующими характеристиками: d´D´ В = 45 ´ 75 ´ 16;    С = 21,2 кН,    С0 = 12,2 кН [13].

2) Опора 2 воспринимает радиальную и двухстороннюю осевую нагрузку. Коэффициенты для двух подшипников принимают как для одного двухрядного. Принят угол контакта a = 12°, тогда коэффициент е = 1,5 tga = 0,319 (табл. 3).  

Отношение Fa/Fr2= 2,5/4 = 0,625 > е,    X= 0,67,   Y = = 0,67ctga = 0,67/tg12° = 3,15 (табл. 3). Эквивалентная нагрузка:

 кН;

Потребная динамическая грузоподъёмность:

.

Приняты подшипники лёгкой серии 7209 со следующими характеристиками: d´D´  T ´ В ´ c ´ r = 45 ´ 75 ´ 20 ´ 19 ´ 16 ´ 1,5;    С = 50 кН,    С0 = 33 кН (прил. А).

Вывод. Условие (7) выполнено для обоих опор. Для плавающей опоры принят радиальный подшипник 109, для фиксированной опоры – два подшипника 7209.

Пример 6. Подобрать подшипники вала червяка по схеме рис. 1, е по исходным данным примера 5: Fr1= 2 кН; Fr2= 4 кН, Fа= 2,5 кН, d= 45 мм, п = 250 об/мин, Lh= 8000 ч, класс нагрузки Н 0,8.

    Решение. Подшипники на обеих опорах рассчитаны прямым подбором.

1)   Однорядные шарикоподшипники на обеих опорах приняты по наибольшей радиальной нагрузке Fr2= 4 кН. Эквивалентная нагрузка при V = 1, Кб = 1,4 и Кт = 1:

кН.

Динамическая грузоподъёмность:

 кН.

Приняты подшипники лёгкой серии 209 со следующими характеристиками: d´D´ В = 45 ´ 85 ´ 19;    С = 33,2 кН,    С0 = 18,6 кН (прил. А). 

2)  Опора 2 воспринимает одностороннюю осевую нагрузку упорным шарикоподшипником.  Эквивалентная нагрузка при V = 1, Кб = 1,4 и Кт = 1:

кН.

Динамическая грузоподъёмность:

 кН.

Принят упорный подшипник особолёгкой серии 8109 со следующими характеристиками: d´D´ H= 45 ´ 65 ´ 14;    С = 24,2 кН,    С0 = 55 кН [13].

Вывод. Условие (7) выполнено для обоих подшипников. На обеих опорах приняты радиальные подшипники 209, на опоре 2 также установлен упорный подшипник 8109.

       Примечание. Подшипниковый узел необходимо сконструировать таким образом, чтобы радиальный подшипник имел свободу осевого перемещения, а упорный – радиального перемещения.

1.4. Конструирование подшипниковых узлов

Количество возможных сочетаний типов подшипников, схем их установки, способов регулирования, конструкций крышек подшипников, уплотнений и т.д. достаточно велико. Конструктивную схему опор валов с подшипниками качения выбирают в зависимости от сочетания нагрузок, действующих на вал, с учётом тепловых деформаций и требований к точности осевого фиксирования.