Подшипники качения, страница 6

Рассмотренные конструктивные рекомендации по отдельным схемам далеко не исчерпывают многообразия вариантов  решения конструкторских задач, они являются своеобразной «азбукой конструирования». Пользование таких рекомендаций не только не исключают, но и требуют обязательного использования учебной  [13], справочной [2] литературы и альбома конструкций [9].

Для обеспечения надёжной работы опор качения подшипниковый узел должен удовлетворять следующим требованиям:

1)  обеспечение удобства монтажа – демонтажа подшипников и узла в целом;

2)  конструктивное и техническое обеспечение соосности посадочных мест подшипников за счет расточки (шлифовки) напроход обоих гнезд для подшипников с одной установки;

3)  рациональный выбор подшипниковых посадок, связанный с назначением неподвижного соединения для кольца, вращающегося относительно нагрузки, и подвижного соединения для кольца, неподвижного относительно нагрузки;

4)  обеспечение строгой перпендикулярности заплечиков вала и корпуса к оси вращения и упора по кольцевой площадке заплечика, обеспечивающей надёжный контакт;

6) резьбовые детали для регулировки подшипников желательно не применять; при необходимости их использования гайки и хвостовик должны иметь мелкую резьбу и надёжный замок против самоотвинчивания;

7) пластичные смазочные материалы должны закладываться в корпуса в объёмах не более 1/3 свободного пространства, не занятого подшипником;

8) жидкие масла заливают в корпус не выше уровня центра нижнего шарика или ролика.

Во избежание заклинивания шариков при тепловых деформациях вала применяют схемы фиксированных валов с фиксированной и плавающей опорами. В косозубых цилиндрических редукторах при небольших осевых нагрузках внутреннее кольцо подшипника 1 фиксируют заплечиком А с одной стороны и соединением Б с небольшим гарантированным натягом, который обеспечивают переходные посадки (рис. 2).

Заплечик А является также базовой поверхностью для подшипника с малым осевым размером (В ≈ 0,5d). В отдельных случаях базирование и фиксирование подшипника на валу осуществляют гайками, концевыми шайбами, пружинными кольцами. Надёжного прилегания кольца подшипника к базовому торцу достигают при высоте заплечика t = (1,5…1,6)r, где r – размер фаски подшипника. Можно также ориентироваться на минимальный диаметр соседнего с шейкой участка вала damin в альбоме [9] и прил. А. Однако надёжного захвата лапками съёмника за внутреннее кольцо подшипника рекомендованные размеры могут не обеспечить.


Рис. 2. Фиксированная и плавающая опоры с накладными крышками

При малой осевой игре колец и шариков фиксирование опоры 1 осуществляют закреплением наружного кольца в расточке корпуса.  Осевую фиксацию производят постановкой в корпус пружинного упорного кольца В. С другой стороны подшипник фиксируют торцом накладной крышки Г (рис. 2).

Внутреннее кольцо плавающего подшипника 2 закреплено на валу так же, как и подшипник 1 (заплечиком и посадкой с натягом), а внешнее кольцо в корпусе не закреплено, оно может перемещаться в осевом направлении и поэтому воспринимает только радиальную нагрузку.  Для его свободного перемещения посадку наружного кольца в корпус назначают с зазором. Осевой зазор между торцом наружного кольца подшипника и торцом крышкипринимают а1 = 0,2...0,5 мм.  

         Для регулирования осевого положения вала и уплотнения подшипниковых узлов, а также создания требуемого  осевого зазора а1между фланцами накладных крышек и платиками корпуса ставят наборы металлических регулировочных прокладок Д (рис. 2) толщиной 0,05; 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм каждая с общей толщиной комплекта а2 = 1…2 мм. Регулировку выполняют изменением толщины комплектов. Цилиндрический хвостовик вала Е проектируют для условий индивидуального производства (фаски и элементы крепления не показаны).

Аналогичная конструкция фиксированного вала приведена на рис. 3. Отличием является использование  врезных крышек А и компенсирующих колец Б, толщину которых устанавливают при сборке узла. Трудоёмкость изготовления и монтажа таких узлов ниже, чем с накладными крышками, из-за отсутствия крепёжных отверстий и винтов, но усложняется регулировка подшипников. Конический хвостовик вала В проектируют для условий серийного производства (фаски и элементы крепления не показаны).