3. Устойчивость АТС
Таблица 6.1. – массив исходных данных для расчета показателей устойчивости АТС ЗИЛ-4331
№ пп |
Параметр |
Размерность |
Значение |
1 |
Масса с грузом та в т.ч.: на переднюю ось т1 заднюю ось или тележку т2 |
кг |
11750 |
2 |
кг |
3725 |
|
3 |
кг |
8000 |
|
4 |
Ширина колеи передних колёс B1 |
м |
1,820 |
5 |
Ширина колеи задних колёс В2 |
м |
1,820 |
6 |
Средняя колея АТС В |
м |
1,820 |
7 |
База L |
м |
4,500 |
8 |
Составляющая базы, b |
м |
1,492 |
9 |
Высота центра масс hцм |
м |
1,243 |
10 |
Лобовая площадь F |
м2 |
5,67 |
11 |
Основной радиус поворота (min) R |
м |
8,6 |
12 |
Скорость АТС Va |
м/с |
16,6 |
13 |
Угол поперечного уклона, β |
град |
20 |
14 |
Коэффициент сцепления: φmin φср φmax |
- |
0,1 |
15 |
- |
0,55 |
|
16 |
- |
0,9 |
|
17 |
Коэффициент сопротивления воздуха Сх |
- |
0,96 |
18 |
Плотность воздуха рв |
кг/м3 |
1,205 |
3.1 Определение сил и моментов, действующих на АТС в заданных условиях эксплуатации
Угол установки радиуса центра масс:
Радиус траектории центра масс:
Средний угол поворота управляемых колес:
где θ - средний угол управляемых колес;
L – база автомобиля, м;
R – радиус поворота, м.
Скорость центра масс:
Центробежная сила:
Боковая составляющая Рцуг центробежной силы Рц, параллельная горизонтальной плоскости:
Касательная составляющая силы Рцуг :
Касательная составляющая силы тяжести G:
Полная касательная сила Р𝑌:
Определяем момент:
Нормальная составляющая центробежной силы:
Нормальная составляющая силы тяжести:
Н
Полная нормальная сила
Н
Сила, удерживающая АТС от бокового скольжения:
Момент удерживающий АТС от бокового опрокидывания:
где В-ширина колеи.
3.2 Расчет и построение зависимости сил и моментов, действующих на АТС, от скорости движения.
Таблица 6.2.- Результаты расчета зависимости параметров от скорости АТС.
№ |
Параметр |
Значение |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||||
1. |
Полная масса-mA, кг |
11750 |
||||||||||||||||||
2. |
База-L,м |
4,500 |
||||||||||||||||||
3. |
Часть базы-b,м |
1,492 |
||||||||||||||||||
4. |
Колея-B,м |
1,820 |
||||||||||||||||||
5. |
Высота центра масс-hЦМ,м |
1,243 |
||||||||||||||||||
6. |
Основной радиус поворота-R,м |
8,6 |
||||||||||||||||||
7. |
Угол поперечного уклона-,град |
20 |
||||||||||||||||||
8. |
Угол поперечного уклона-,рад |
3,14 |
||||||||||||||||||
9. |
Коэффициент сцепления- |
0,55 |
||||||||||||||||||
10. |
Скорость автомобиля-VA, км/ч |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
||||||||||||
11. |
Скорость автомобиля-VA, м/с |
0 |
2,778 |
5,556 |
8,333 |
11,111 |
13,889 |
16,667 |
||||||||||||
12. |
Угол поворота колес-,град |
27,61 |
||||||||||||||||||
13. |
Угол радиуса ЦМ-,рад |
9,82 |
||||||||||||||||||
14. |
Радиус центра масса-RЦ,м |
8,73 |
||||||||||||||||||
15. |
Скорость центра масс-VЦ, м/с |
0,00 |
2,82 |
5,64 |
8,46 |
11,28 |
14,10 |
16,85 |
||||||||||||
16. |
Центробежная сила-PЦ, Н |
0,00 |
-10704,00 |
-42816,01 |
-96336,01 |
-171264,02 |
-267600,04 |
-382140,82 |
||||||||||||
17. |
Составляющая ЦБ-РЦУГ, Н |
0,00 |
-10543,44 |
-42173,77 |
-94890,97 |
-168695,06 |
-263586,04 |
-376408,71 |
||||||||||||
18. |
Касательная составляющая ЦБ-РЦУ,Н |
0,00 |
-9900,29 |
-39601,17 |
-89102,62 |
-158404,66 |
-247507,29 |
-353447,78 |
||||||||||||
19. |
Касательная составляющая Ga-PGY,Н |
39381,30 |
||||||||||||||||||
20. |
Полная касательная сила-PY,Н |
39381,30 |
29481,01 |
-219,87 |
-49721,32 |
-119023,36 |
-208125,99 |
-314066,48 |
||||||||||||
21. |
Нормальная составляющая ЦБ,Н |
0,00 |
-3605,86 |
-14423,43 |
-32452,71 |
-57693,71 |
-90146,42 |
-128731,78 |
||||||||||||
22. |
Нормальная составляющая- Ga,Н |
-108125,85 |
||||||||||||||||||
23. |
Полная нормальная сила-PY,Н |
-108125,85 |
-111731,71 |
-122549,28 |
-140578,56 |
-165819,56 |
-198272,27 |
-236857,63 |
||||||||||||
24. |
Сила сцепления-RY,Н |
1061795,85 |
1097205,36 |
1203433,91 |
1380481,49 |
1628348,10 |
1947033,74 |
2325941,91 |
||||||||||||
25. |
Сумма сил (PY+RY),Н |
1101177,15 |
1126686,37 |
1203214,04 |
1330760,16 |
1509324,73 |
1738907,75 |
2011875,44 |
||||||||||||
26. |
Момент от касательной силы, Нм |
48950,96 |
36644,89 |
-273,29 |
-61803,61 |
-147946,04 |
-258700,60 |
-390384,63 |
||||||||||||
27. |
Момент от нормальной силы, Нм |
98394,52 |
101675,85 |
111519,84 |
127926,49 |
150895,80 |
180427,77 |
215540,44 |
||||||||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.