3 Анализ тягово-скоростных свойств АТС
Целью анализа является определение возможностей одиночного автомобиля в заданных дорожных условиях.
В таблице 4 представлен массив исходных данных.
Коэффициент учета вращающихся масс δ рассчитывают для каждой передачи коробки по формуле
δ=1+((Jм·Uтр2·ηтр+∑Jki)/ma·rk2). (3.1)
Результаты расчета представим в таблице 4.
3.1 Расчет и анализ тяговой и динамической характеристик, графика ускорений
Тяговую и динамическую характеристики, т.е. зависимости силы тяги и динамического фактора от скорости, рассчитываем, используя данные внешней характеристики ДВС, а также исходные конструктивные и эксплуатационные параметры подвижного состава и дороги. В частности, для каждого значения частоты вращения коленвала ДВС и соответствующего значения крутящего момента последовательно определим.
Скорость подвижного состава, м/с
va=(0,105∙rk∙ne)/uтр; (3.2)
va=(0,105∙0,321∙600) ∕ 3,5∙3,9=1,48.
Силу тяги ведущих колес, Н
Рт=Ме∙uтр∙ηтр/rk; (3.3)
PT=173,57∙3,5∙3,9∙0,91∙0,995∙0,96∙0,95 ∕ 0,321=6095.
Силу сопротивления воздуха, Н
Рв=Сх∙ρ∙F·Va2/2; (3.4)
Pв=0,32∙1,205∙2,18∙1,482 / 2=0,921.
где ρ=1,205 кг/м -плотность воздуха (при 200С).
Коэффициент сопротивления качению в общем случае определяется по формуле
f=f0·(1+(Va2/1500)); (3.5)
f=0.019∙(1+(1,482/1500))≈0,019.
Коэффициент сопротивления дороги на подъемах с заданным уклоном i определяется по формуле
Ψ=f+I; (3.6)
Ψ=0,019+0.09=0,109.
Сила сопротивления движению АТС на горизонтальном участке дороги, Н
Рс=Рв+ma∙g∙f; (3.7)
Рс=0,921+1790∙10∙0,019=340,2.
а на подъеме с заданным уклоном
Рсп=Рв+ma·g·ψ; (3.8)
Рсп=0,921+1790∙10∙0,109=1952.
Динамический фактор
D=(Pт-Рв)/ma·g; (3.9)
D=(6095-0,921) / 1790∙10=0,34.
Ускорение АТС рассчитываем лишь для тех передач и скоростей движение, которых реализует условие (Рт≥Рс) на горизонтальных участках дороги, м/с2
j=(D-f)∙g/δ; (3.10)
j=(0,34-0,019)∙10 / 1,305=2,46.
Расчет значений перечисленных параметров выполняем для всех передач переднего хода АТС, полученные результаты представим в таблице 5.
Используя полученные значения (табл. 5) Va, Pт, Рс, Рсп для всех передач переднего хода, построим график тяговой характеристики АТС рис. 2.
Для оценки влияния сцепных свойств ведущих колес на тяговые свойства АТС рассчитаем динамический фактор по сцеплению для трех значений коэффициентов сцепления ( Vmin, Vcр, Vmax), полученные значения представим в таблицу 6:
φ=0,1 (лед);
φ=0,45 (заданное значение);
φ=0,9 (сухой асфальтобетон).
Dφ=(Rzв∙φ-Рв)/mag, (3.11)
где Rzв- нормальные реакции дороги, действующие на ведущие колеса.
Результаты анализа ДХ представим в табл. 6. значениями максимально возможной скорости Va max на горизонтальной дороге и на полъеме с заданными значениями f и i, скорости VD max, обеспечивающей максимальную силу тяги, уклона imax, который может преодолевать АТС при заданном f.
Таблица 4 – Массив исходных данных для анализа тягово-скоростных свойств
Внешняя характеристика двигателя (Ме=f(ne)) |
||||||||||||||
ne, об/мин |
600 |
1100 |
1600 |
2100 |
2600 |
3100 |
3600 |
4100 |
4600 |
5100 |
5600 |
|||
Ме, Нм |
173,57 |
185 |
191,68 |
194,72 |
194,02 |
189,54 |
181 |
168,71 |
152,45 |
132,45 |
108,51 |
|||
∆ne |
-шаг изменения частоты, об/мин |
500 |
||||||||||||
Jм |
-момент инерции маховика двигателя, кг ч |
0,34 |
||||||||||||
Jk |
-момент инерции колеса АТС, кг м |
0,992 |
||||||||||||
rk |
-статический радиус колеса, м |
0,321 |
||||||||||||
uгп |
-передаточное число главной передачи |
3,9 |
||||||||||||
Передаточное числа коробки передач |
||||||||||||||
№ передачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||
Ukn |
3,5 |
2,26 |
1,45 |
1 |
||||||||||
ηтр |
-КПД трансмиссии |
0,98 |
||||||||||||
mа |
-фактическая масса груженного АТС, кг |
1790 |
||||||||||||
Rzв |
-нормальные реакции дороги на вед. колеса, Н |
9276 |
||||||||||||
Сх |
-коэф. аэродинамического сопротивления |
0,32 |
||||||||||||
F |
-лобовая площадь автомобиля, м2 |
2,18 |
||||||||||||
f0 |
-коэф. сопротивления качению |
0,019 |
||||||||||||
φ |
-коэффициент сцепления |
0,45 |
||||||||||||
i |
-продольный уклон дороги |
0,09 |
||||||||||||
Коэффициент учета вращающихся масс (δ) |
||||||||||||||
№ передачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||
δ |
1,305 |
1,14 |
1,07 |
1,046 |
||||||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.