Лекция №
Расчёт упругих элементов подвесок автомобилей
1. Предпосылки к расчёту металлических упругих элементов
До начала любого расчёта следует определить, какая информация должна быть задана, какие допущения необходимо сделать и какие данные должны быть получены в результате расчёта.
Величины задаваемые к расчёту:
1) жёсткость подвески С2 приведённая к колесу;
2) передаточные числа — iX и iY;
3) нагрузка на ось — М;
4) величина неподрессоренной массы — m;
5) установочные размеры:
а) рессора – длина, ширина листов;
б) торсион – длина стержня, длина рычагов;
в) винтовые пружины – диаметр витков.
6) марка стали (позволяет определить временное сопротивление после закалки, метод обработки поверхности, что необходимо для определения напряжений);
В результате должны получить:
1) для винтовых пружин: диаметр прутка и число витков;
2) для листовых рессор и пластинчатых торсионов: число листов и их толщину;
3) для круглых торсионов (стержневых): диаметр стержня и длина рабочего участка.
Винтовую пружину можно рассматривать как цилиндрический стержень навитый на сердечник диаметром D.
При расчёте:
1) Из соображений прочности определяется минимальный диаметр dmin стержня (диаметр проволоки);
2) Затем определяется число рабочих витков — i1;
3) Длина рабочей части проволоки
В процессе навивки проволока деформируется. На внутренней стороне витка материал будет иметь большие напряжения кручения — . Величина этих напряжений будет зависеть от индекса пружины
.
Напряжения можно определить используя значения коэффициента R (учитывает влияние кривизны витка) как функцию допускаемых напряжений —
.
Условные обозначения, принятые в расчёте:
С2 — жёсткость подвески, отнесённая к колесу, Н/мм;
СF — жёсткость самой пружины, Н/мм;
d — диаметр проволоки, мм;
Dm — средний диаметр навивки, мм;
f1 — ход сжатия колеса, мм;
f1F — ход сжатия пружины, мм;
f2 — ход отдачи (отбоя) колеса, мм;
f2F — ход отбоя пружины, мм;
G — модуль сдвига ();
iX — передаточное отношение по ходу;
iY — передаточное отношение по силам;
if — число пружинных витков;
i0 — общее число витков;
R — коэффициент уменьшения выдерживаемых напряжений, учитывающий кривизну витков;
L0 — длина пружины без нагрузки, мм;
LW — длина пружины под действием начальной нагрузки FW, мм;
LB1 — длина пружины при полном сжатии (плотное прилегание витков), мм;
Lп — наименьшая рабочая длина, мм;
Sа — сумма наименьших расстояний между пружинящими витками (зазор), мм;
W — индекс пружины;
λ — коэффициент полноты нагружения пружины (коэф. гибкости);
— напряжения кручения, МПа.
Методика расчёта:
1) По материалу пружины определить допускаемые напряжения:
а) ,
— коэффициент уменьшения верхних допускаемых напряжений, в случае, если диаметр стержня превышает 10 мм;
— запас прочности.
б) , где — коэффициент уменьшения амплитудных допускаемых напряжений, в случае превышения диаметром или толщиной детали величины 10 мм;
2) Силы действующие на пружину
3) Перемещения
4) жёсткость пружины
.
5) Сила на ходе сжатия
.
6) Максимальная сила действующая на пружину
.
7) Амплитуда сил действующих на пружину
.
8) впп
9) Минимальный диаметр проволоки по максимальному "у"
.
10) Число витков пружины а) число рабочих витков , полученное количество витков округляется до целого числа.
б) полное число витков , следует стремиться к числу витков, заканчивающемуся на 0,5 (витки развёрнуты в разные стороны).
11) после определения диаметра и числа витков, находим размеры определяющие высоту автомобиля а) высота пружины под действием начальной нагрузки
б) высота пружины в свободном состоянии
.
12) Проверка устойчивости пружины (т.е. отсутствие продольного изгиба пружины под нагрузкой)
Коэффициент гибкости: ;
Относительная упругость: .
По рассчитанному определяют какой относительной упругостью должна обладать пружина, чтобы быть неустойчивой и сравнивают с расчётным значением относительной упругости.
!!!
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.