К.П. обеспечивает передачу крутящего момента между агрегатами, валы которых несоосны или могут изменять своё положение в процессе движения.
Наиболее часто К.П. используются при передаче крутящего момента от КПП к ГП. Кроме того может использоваться в приводе лебёдки, раздаточной коробки, коробки отбора мощности, рулевого механизма.
КП в общем случае состоит из:
1. карданных шарниров;
2. карданных валов;
3. промежуточной опоры.
В КП используются карданные шарниры равных и неравных угловых скоростей. Их количество изменяется от 1-го до 4-х.
Карданные шарниры делятся на жёсткие и упругие.
Карданная передача должна обеспечивать передачу крутящего момента без пульсации угловой скорости и с минимальными дополнительными динамическими нагрузками.
При вращении валов крестовина качается на шипах в пределах угла a, что и вызывает неравномерность вращения вала 2 при равномерном вращении вала 1. из теории механизмов и машин:
(1)
где j1 и j2 – углы поворота соответственно ведущего и ведомого валов.
Угловые скорости валов определятся:
продифференцируем выражение (1):
(2)
Из выражения (2) получим отношение угловых скоростей:
(3)
Из выражения (1) выразим j2:
(4)
В выражении (3) выразим косинусы углов j через тангенсы:
(5)
(6)
Используя выражения (4), (5) и (6) в формуле (3) избавимся от j2.
(7)
Наибольшие значения отношения характеризующее неравномерность вращения соответствует наименьшему значению знаменателя. И будет при j1 = 0; 180; 360 и.т.д.
Наименьшие значения при j1 = 90; 270;…и.т.д.
Работа КП оценивается коэффициентом неравномерности вращения ведомого вала.
(8)
Анализ работы карданных шарниров показал, что потери на трение и т.п. в них стремятся к нулю. Следовательно передаваемая мощность на ведущем и ведомом валах равны.
N1 = N2 Þ можно записать:
М1 w1 = М2 w2.
(9)
получим, что шарнир неравных угловых скоростей создаёт дополнительные нагрузки на карданный вал.
(при a = 0; 180;…и.т.д.)
(при a = 90; 270;…и.т.д.)
Изготовление карданных валов с большой точностью сопряжено с большими затратами, но даже при точном изготовлении в результате износа и ударных нагрузок центр тяжести вала смещается относительно оси вращения.
Представим карданный вал в виде двухопорные балки.
Имеющийся эксцентриситет при вращении вызывает появление центробежной силы, которая в свою очередь вызывает дополнительный прогиб вала у.
Центробежная сила:
(10)
Центробежная сила уравновешивается силой упругости:
(11)
где с – поперечная жёсткость вала
где Е – модуль упругости первого рода (Е = 2,15×105 МПа);
- момент инерции вала, м4;
L – длина вала (по серединам вилок)
В карданных шарнирах с крестовиной рассчитываются крестовины, вилки, фланцы, подшипники цапф крестовины и крепёжные детали.
Наиболее часто расчёту подвергаются крестовина. Её шип проверяют по напряжениям изгиба и среза.
где – изгибающий момент; hш – длина шипа, м.
– момент сопротивления изгибу; dш – диаметр шипа, м.
Допускаемые изгибные напряжения:
Напряжения среза:
Допускаемые напряжения среза:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.