Интерактивная сторона общения. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Аффилиация, дружба, любовь. Манипуляция, страница 7

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии любовь трактовалась как космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь (эрос) понималась как побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь – любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства – результат длительного исторического развития человеческой личности.

В настоящее время любовь трактуется по-разному.

Во-первых, любовь – это высокая степень эмоционально положительного отношения к некоторому объекту, который становится в центре жизненных потребностей и интересов человека. Такова любовь к Родине, к матери, к детям, к музыке, к любимой профессии.

Во-вторых, любовью называют то интенсивное, напряженное и притом относительно устойчивое чувство, которое имеет сексуальную окраску. Это чувство отражает стремление максимально участвовать в жизнедеятельности другого. Любовь бывает безответной, но чаще всего сопровождается желанием пробудить у другого человека потребность в столь же напряженном и устойчивом ответном чувстве. Поэтому любовь может рассматриваться как форма взаимодействия между людьми. В то же время, любовь составляет и форму межличностной перцепции.

Будучи глубоко интимным, чувство любви сопровождается ситуативными эмоциями нежности, восторга, ревности и др., переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности. Любовь может быть выражена по-разному: она различается по глубине, силе, направленности. Любовь варьирует от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (таких, как симпатия) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. В любви сливается сексуальная потребность индивида, имеющая биологическую цель продления рода, и высшие чувства, дающие личности оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом.[12]

Выдающийся психолог и философ Эрих Фромм (1900- 1980) отмечал большую перемену, произошедшую в понимании любви на протяжении прошлого века. В викторианскую эпоху, пишет он,  любовь в большинстве случаев не была спонтанным, личным переживанием, которое впоследствии приводило бы к вступлению в брак. Напротив, брак основывался на соглашении – то ли между семьями, то ли между посредниками – с учетом социально-материального положения и интересов «сторон». Любовь же, как предполагалось, должна была возникнуть и развиваться после заключения брака. В сознании же последующих поколений стало утверждаться понимание ценности романтической, идеальной любви. Но свобода любви, по мнению Фромма, в значительной мере повышает значение объекта в ущерб значению функции. Любовь нередко понимается как потребительское и даже накопительское отношение по отношению к другому. В то же время истинная любовь, как указывает Фромм, – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.[13]

Наконец, основатель гуманистического направления в психологии Абрахам Маслоу (1908-1970) описывал два противоположного типа любви: дефицитарную любовь (Д-любовь) и бытийную любовь (Б-любовь). Д-любовь – это любовь как средство для избавления от одиночества, или возникшая для удовлетворения сексуальных потребностей;  это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Бытийная любовь – это любовь к сущности, к «бытию» или «существу» другого. Такая любовь не стремится к обладанию. Она означает в большей мере заботу о другом человеке, чем тягу к эгоистическому удовлетворению. Маслоу утверждал, что Б-любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем Д-любовь. Она остается живой и свежей, в то время как Д-любовь утрачивает свежесть и остроту со временем. Б-любовь может быть причиной «пиковых переживаний» и часто описывается в столь же возвышенных словах, которыми описывают религиозный опыт.[14]