Человек как активный субъект, сам выстраивающий собственное будущее, постоянно находится в ситуации неразрешимого противоречия. С одной стороны, он должен подражать окружающим, брать у них готовые модели поведения, слова, мысли, нормы, стереотипы. Если человек не будет этого делать, он не сможет освоить весь накопленный человечеством социальный опыт, он попросту не будет разумным. С другой стороны, человек хочет быть самостоятельным, а не растворяться в массе себе подобных; он стремится, будучи оригинальным, пополнить этот коллективный общечеловеческий опыт чем-то новым, насколько это возможно. Великий российский невролог и физиолог В.М. Бехтерев считал, что это – единственная доступная человеку форма личного бессмертия.
«Подражание, – писал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, – должно быть отнесено, по-видимому, к числу специфически человеческих особенностей… Подражание обезьяны ограничено узкими пределами ее собственных интеллектуальных возможностей. Подражание сложному, разумному и целесообразному действию никогда не удается без понимания структуры ситуации. Таким образом, шимпанзе может подражать только таким действиям, которые лежат в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Все исследования подражания у обезьян показывают, что обезьяны плохо «обезьянничают». У них не только не наблюдается прославленного в баснях чрезмерного стремления к подражательности, но самые возможности подражания даже у высших обезьян неизмеримо ýже, чем у человека. Подражание животного принципиально отличается тем, что ограничено зоной его собственных возможностей. Поэтому животное не может научиться ничему новому с помощью подражания. У ребенка, наоборот, с помощью подражания возникает новое, никогда не бывшее прежде в его опыте поведение».[5]
На разных возрастных этапах развития подражание имеет неодинаковые механизмы.
В младенческом возрасте первые попытки подражать движениям взрослых, звукам их голоса отражает стремление установить некоторый содержательный контакт. Взрослые с большим удовольствием наблюдают эти попытки, стимулируют их, поддерживают, и тем самым развивается их общение с ребенком.
В дошкольном возрасте ребенок пытается проникнуть в смысловые структуры человеческой деятельности. В эти годы ведущая деятельность ребенка – сюжетно-ролевая игра. В игре ребенок сначала подражает внешним, наблюдаемым сторонам деятельности взрослых, и только потом начинает осознавать смысл этой деятельности.
Особенно развито подражание у подростков. Подросток стремится походить на некоторую, значимую для него личность: на кинематографический образ, на артиста, книжный персонаж, или даже на героя компьютерных игр. Вместе с тем, подростки в пределах группы охотно подражают друг другу. Это – идентификация с некоторой значимой личностью, или выражение отношения к референтной группе (то есть к группе, чьи ценности разделяются подростком).
У взрослых такое подражание тоже встречается; подражание также становится элементом научения в профессиональной деятельности. Среди всевозможных подражательных действий выделяются подражание-мода и подражание-обычай; есть подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.
В обществе, как правило, имеются признаки социального расслоения; имеются низшие (по социальной лестнице) и высшие общественные группы и классы. Низшие группы, как правило, подражают высшим (например, провинция стремится подражать центру, дворянство в свое время подражало королевскому двору и т.д.).
Особенно заметно подражание, когда человек находится в группе себе подобных. Но это – объект внимания важного раздела социальной психологии, а именно, психологии групп и толпы. Данный вопрос будет рассматриваться особо, в отдельной главе.
3. Социальная фасилитация и социальная ингибиция
Одна из форм социального взаимодействия – социальная фасилитация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.