Опытные спортсмены на соревнованиях применяют хорошо автоматизированные навыки, и поэтому присутствие зрителей повышает результат. В среднем, спортсмены в командных видах спорта (американский и европейский футбол, баскетбол, бейсбол и т.п.) выигрывают 6 из 10 игр на «своем» поле – в значительной мере благодаря поддержке трибун. Вместе с тем, наблюдается такая закономерность: хорошо подготовленная команда в присутствии зрителей играет лучше, чем при пустых трибунах, а плохо подготовленная – еще хуже, чем обычно. Это объяснимо: то, что для плохо подготовленного спортсмена сложное действие, требующее максимального внимания и напряжения, – для хорошо подготовленного спортсмена лишь автоматизм, происходящий «сам собой», без участия сознания. Плохому спортсмену зрители мешают, потому что не дают сосредоточиться, а хорошему – помогают, потому что придают ему большее возбуждение, «кураж».
Джеймс Майклз с сотрудниками обнаружил, что хорошие игроки в бильярд из студенческого союза Виргинского политехнического института (те, кто попадал в лузу в 71% случаев при незаметном наблюдении) играли еще лучше (81% попаданий), когда четверо наблюдателей приходили посмотреть на игру. Плохие же игроки (у которых до этого была результативность 36%) при публичном выступлении играли даже хуже (25% попаданий).[8]
Есть и другое условие социальной фасилитации. Она проявляется тогда, когда в деятельности людей налицо соревнование, когда люди, работая вместе, стремятся к достижению индивидуальных целей. При аддитивных задачах (когда оценивается только общий успех, который обеспечивается суммой индивидуальных усилий), эффективность труда каждого участника бывает значительно ниже; проявляется явление, называемое социальной леностью.
В эксперименте по перетягиванию каната, когда испытуемый не знал наверняка, тянет ли он канат в одиночку или в составе команды, было показано следующее. Если испытуемые были уверены, что они тянут канат в одиночестве, их усилия были на 18% больше, чем когда они думали, что им помогают от четырех до пяти коллег.
В Государственном университете штата Огайо в 1979 году проводилось другое исследование. Испытуемых заставляли аплодировать, шуметь и кричать как можно громче. Когда испытуемых было шестеро, то они вшестером поднимали лишь в 2,5 раз больше шума, чем это мог бы сделать один человек.[9]
Особенно наглядным стал пример из истории отечественного сельского хозяйства, который попал в американские университетские учебники. В СССР, как известно, сельское хозяйство было коллективным либо государственным. Крестьяне (совхозные рабочие) работали то на одном поле, то на другом и не несли никакой персональной ответственности за какой-либо определенный участок земли. При этом только небольшое количество сельхозугодий (менее 1%) отводилось под личные приусадебные участки. Эти-то крохотные участки, на которых работник руководствовался не коллективным, а индивидуальным интересом, давали 27% всего урожая. А в Венгрии частные наделы составляли 13% земель, но давали 1/3 продукции.[10]
Но, конечно, социальная леность проявляется не всегда. Например, если соревновательный дух сохранен, но соревнуется не индивид с индивидом, а команда с командой. В этом случае личный вклад каждого не снижается, хотя оценивается плод коллективных усилий. Социальная леность проявляется в меньшей мере, если в одной команде работают не чужие друг другу люди, а друзья.
4. Аффилиация, дружба, любовь
Каждый человек испытывает потребность установления близких отношений с другими людьми, в проявлениях эмоциональной близости с ними. Такое сближение приносит чувство удовлетворения, увлекает и обогащает обе стороны в общении. Потребность в создании теплых, дружеских, эмоционально значимых отношений принято называть аффилиацией.
Аффилиация, как потребность, возникает из детско-родительских отношений, из взаимоотношений со сверстниками в раннем детстве, а затем распространяется и на других людей, в том числе иногда на малознакомых и вовсе незнакомых. Недостаточно развитая аффилиация связана с ситуацией тревоги, неуверенности в себе, с чувством беспомощности и одиночества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.